Замри, умри, воскресни! (1989)

Описание:

Автобиографическая киноповесть.
В перестроечную эпоху, когда либеральная общественность требовала от Системы покаяния, а та искренне недоумевала, в чем ей нужно покаяться, акт покаяния совершил человек, Системой отторгнутый. Кинорежиссер Виталий Каневский, попавший во время учебы во ВГИКе в 60-е годы за решетку по обвинению в каком-то уголовном деянии, снявший на рубеже 70-80-х на «Ленфильме» несколько проходных игровых фильмов, поставил по инициативе Алексея Германа фильм-воспоминание о своем послевоенном детстве на Дальнем Востоке. И в одно прекрасное утро 1990 года в Каннах проснулся звездой международной величины. Его пригласили тотчас же снимать во Франции, провозгласили провозвестником новой кинематографической эстетики, а он всего лишь воспроизвел свои потрясшие коллег-ленфильмовцев устные рассказы - воспоминания пацана из блатных. И такого же приблатненного пацана из тех же мест взял на главную роль в своем фильме. (Между этим и следующим фильмом Каневского «Самостоятельная жизнь», продолжающим повествование, юный исполнитель успел-таки отсидеть в тюрьме) «Замри-умри-воскресни» оказался антитезой всему, что в нашем кино было сделано на материале этой эпохи - от «Подранков» до «Зеркала для героя», и от «Ночь коротка» до «После войны - мир», лент по-своему замечательных. Там при всей жесткости и горечи взгляда ощущался так или иначе ностальгический лиризм. Здесь - черно-белая жесткость, кровь, грязь, полная обесцененность человеческой жизни. Убийства идут чередом, постоянно, мимолетно. Выдрал железнодорожник пацана, тот устроил крушение его локомотивчику на узкоколейке, и - поминай как звали. Действие происходит в Сучане, где по преданию, умер в лагере от голода и безумия Осип Мандельштам. Вокруг зона, но непонятно кого от кого отделяет колючая проволока. Так или иначе все персонажи фильма оказываются за ней. Слово здесь умерло вместе с одним из величайших его носителей. Вместо него вой, мык, мат. Сактированный сумасшедший еврей лезет без очереди за мукой, и тут же в грязи начинает печь «оладушки беленькие». В дощатый школьный нужник подбрасывается карбид, и вот уже маршируют пацаны по двору, готовясь к очередной годовщине, по щиколотку в поднявшемся как на дрожжах дерьме. Дело о крушении начинают распутывать. Матери не до мальчишки - к ней приходит по вечерам мордатый вертухай. Мальчишка бежит в город, связывается с уголовниками, участвует в ограблении. Боясь, что он может выдать банду, его решают убить. Герою удается бежать, но погибает его добрый ангел - верная подруга-татарочка. Ее мать, обезумев от горя, раздевается догола и садится на метлу - становится ведьмой. Фильм кончается. Не желая того, герой становится виновником гибели нескольких человек. Своей слиянностью с общим безумием, он умножает царящее в мире зло. Нужно, чтоб это не отпускало автора десятилетиями, чтобы воспроизвести через полвека без малого этот мир с запредельной документальной точностью. Впрочем, вполне возможно, что в 1989 году в Сучане мало что изменилось в сравнении с 1945-м.


В ролях:

Динара Друкарова, Павел Назаров, Елена Попова, Валерий Ивченко, Вячеслав Бамбушек, Вадим Ермолаев.


Примечание:

[...]


Награды:

Приз «Золотая камера» (оператор В.Брыляков) МКФ в Канне-90: конкурс «Золотая камера»/«Специальный сеанс»; Премии европейского кино «Феликс-90» в категориях: «Молодой фильм года», «Сценарист года» (В.Каневский), специальное упоминание в категории «Открытие года» (актер П.Назаров); Профессиональная премия имени Григория Козинцева (режиссер В.Каневский) и премия имени Ильи Волка (звукорежиссер О.Стругина) Конкурс киностудии «Ленфильм» за 1989 год; Приз Жюри кинокритиков КФ «Сталкер-95» (Москва)


Другие названия:

«Bouge pas, meurs, ressuscite», «Don't Move, Die and Rise Again!», «Freeze-Die-Come to Life», «Halte still - stirb - erwache», «Maahan - liikkumatta - ylos uudelleen!», «Nao se Mova, Morra, Ressuscite», «Nao Te Mexas, Morre E Ressuscita», «Quieto, muere, resucita», «Sta' fermo, muori e resuscita», «Sta, sterf, verrijs»


Рейтинг:

%
 100