Описание:
Экзистенциальная драма с элементами иронии.
Модный американский архитектор Стурли Крэклайт приезжает вместе с женой Луизой, из богатой семьи, по специальному приглашению в Рим, где он должен подготовить выставку, посвященную уже забытому французскому архитектору Этьену-Луи Булле, который жил и творил в 18 веке. Постепенно идентифицируя факты собственного пребывания в Италии с малодостоверными сведениями о Булле, Крэклайт впадает в состояние наваждения на почве ревности к забеременившей жене и из-за мучительных болей в животе.
Типичная для Питера Гринауэя притча о величественном бессмертии искусства и о мелкой суете человека, надеющегося избежать неминуемой смерти, рассказана, как всегда, изобразительно впечатляюще, с изысканно строгими композициями - на сверхобщих планах, которые вписывают фигуры персонажей в глубокие архитектурные пространства, или фронтально развернуто, с церемониями и застольями на фоне порталов. Барочное безумство прорывается сквозь классически строгие линии, человеческая одержимость не может удержаться в рамках давно размеренного существования. Герои английского режиссера-авангардиста, испытывая неожиданные мании, искушая предопределенную судьбу, хотя бы на краткий миг перед скорым концом вырываются из плена геометрических пропорций, арифметических чисел, физических законов и догм морали. Гринауэй противопоставляет не искусство и жизнь, духовное и материальное, плотское, а свободу и раскрепощенность - некоему сдерживающему началу, которое мешает индивидууму полнее осуществить себя, даже в самой эпатажной форме.
«Живот архитектора» - еще одна символическая фреска о безысходной борьбе человека с самим собой и временем. Кэрклайт обретает особый смысл своего бытия в том, что его живот оказывается похожим на утолщения и складки на фигуре обнаженной мужской скульптуры (его исступленное фотографирование с фотоувеличением объекта - не пародийный ли парафраз соответствующих сцен из «Фотоувеличения» Микеланджело Антониони?). А кончает жизнь самоубийством не столько из-за найденного врачом рака желудка, сколько в знак протеста против передачи забот по подготовке выставки любимого архитектора более удачливому молодому итальянцу, к тому же отбившему и жену. Герой, по сути, выталкивается из мира живых, как только, сняв тесный ему костюм, начинает яростно «примеривать» чужой, стремясь влезть и принять уже несуществующий облик. Безумца ждет горькая расплата - кончина под сенью мемориальных цифр, знаменующих годы более долгой и спокойной жизни французского мастера архитектуры.
К сожалению, этой ленте Питера Гринауэя, потрясающе, на стыке французского классицизма и итальянского барокко, снятого Саша Вьерни (кстати, бывшим оператором Алена Рене, очень почитаемого английским режиссером), недостает именно безумства, черного юмора, сюрреализма деталей, чего в избытке в его следующей работе - «Отсчет утопленников». Не будучи уверенным, что Гринауэй видел фильм «Ностальгия» Андрея Тарковского, можно все же предположить, что он многое из этого произведения иронически переосмыслил и «остранил».
В ролях:
Брайан Деннехи, Хлоя Уэбб, Ламберт Уилсон, Серджио Фантони, Стефания Казини, Ванни Корбеллини, Alfredo Varelli, Джеффри Коплстон, Франческо Карнелутти, Марино Масе
Примечание:
[...]
Награды:
[...]
Другие названия:
«Arkitektens mave», «Arkkitehdin vatsa», «Bauch des Architekten, Der», «Belly of an Architect, The», «Brzuch architekta», «Koilia tou arhitektona, I», «Ventre de l'architecte, Le», «Ventre dell' architetto, Il», «Vientre de un arquitecto, El»
Рейтинг:
76 |