Крысолов (1985)

Описание:

города как собрание отвратительных малодушных существ, из которых кто-то увлечен сбором мехов и поглаживанием добычи, кто-то - блеском побрякушек, а кто-то - сладострастным и механическим созданием монет. Правит городом похожий на козла король, окруженный свиноподобными придворными, поедающими полусырые туши. Все здесь основано на накопительстве, сборе, утаскивании в нору. Нашествие крыс просто лишает жителей их барахла. Это даже не эпидемия, а соперничество.

Во всем городе находится только два вызывающих симпатию жителя - старик-рыбак, который на протяжение всего повествования находится за городом, не погружаясь внутрь (его можно сравнить со зрителем) и живущая на окраине безымянная девушка. Так как нормального языка у жителей нет, режиссер сделал свою работу интернациональной - герои просто издают набор звуков, смысл и так ясен. Девушка кардинально отличается от всех остальных жителей, ее фигурка выполнена в другом стиле, она набожна, кротка и работяща. Однако красота привлекает одного из вельмож, который по-медвежьи вторгается к ней и трясет бижутерией в надежде купить чужую невинность. Каждый раз девушка отклоняет его домогательства, но так не может продолжаться вечно.

Крысолов приходит в город, хотя его никто не звал. Кажется, что сгустившаяся тьма и предельная ноша порока, допустимая для города, сама притягивает его. Цена услуг - 1000 золотых, и окруженный крысами король соглашается на цену. Однако после того, как орды животных падают в воду под звуки флейты, источник заразы не устранен - крысолова ожидает только ложь, предательство, обман и потери. Барта обращается к старой легенде, чтобы показать Крысолова как неизбежную плату за грехи. Он ожесточается, но является ключом к иному миру, который наступает после уничтожения тех, кого уже не исправить.

Если же несколько абстрагироваться от содержания притчи, мне страшно интересно, как делаются подобные мультфильмы. Как удается заставить кукол двигаться? Как добиваются такого многообразия движений, операторской работы? Как все это работает? Уж не с помощью ли какой-то хитрой магии кукловода? Использование живых крыс в некоторых моментах помогло достичь потрясающего натурализма. То же самое можно сказать и о разрывающих мясо придворных, жрущих, словно монстры. Отвратительное содержимое стен выплеснулось - и было смыто волной наказания, справедливой кары. Очень мрачная работа с шокирующими сценами. © Жанна Пояркова


В ролях:

Олдрич Кайзер, Иржи Лабус, Michal Pavlicek, Vilem Cok


Примечание:

Иржи Барта (Jiri Barta) начал свою художественную деятельность в 1969 году при пражском университете прикладного искусства, где и занялся анимацией. Вплоть до 1978 года работал на пражской студии под руководством Иржи Трнки (гениального аниматора, чьи мультфильмы до сих пор считаются чешским образцом кукольной мультипликации). Долгое время Барта общался с Яном Шванкмаером и вдохновлялся анимацией Юрия Норштейна, Прийта Пярна и многих других, авангардных и сумасшедших для своего времени режиссеров, исповедовавших поэтический взгляд на современную анимацию. В 1985 году им был снят полнометражный мультфильм Крысолов (Krysar), навеянный атмосферой немецкого средневекового экспрессионизма. Мир представлен в Крысолове очень динамичной, эмоциональной и драматичной моделью. В то же время холодность человеческих отношения в нём показаны с ужасающей точностью. Эта холодная точность подчеркнута в мультфильме обилием разнообразных механизмов, выполняющих одухотворяющую сторону бездуховного города.

Занятные факты о фильме:
- в съемках использовались муляжи крыс и живые крысы;
- практически все в фильме сделано из дерева. Персонажи были первоначально нарисованы на бумаге, затем эскизы отправлялись профессиональному резчику по дереву, который создал тысячи объектов для "Крысолова"..


Награды:

* международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне - приз ФИПРЕССИ (1986)
* международный кинофестиваль в Чикаго - главная награда за лучший анимационный фильм (1986)
* кинофестиваль в Салерно - главный приз категории (1988)
* кинофестиваль в Мадриде - приз в категории анимация (1987)
* международный кинофестиваль в Сан-Пауло - лучшая режиссура, лучшая операторская работа (1987)
* кинофестиваль в Руайане - главный приз в категории "анимация" + приз за музыку (1986)
* международный фестиваль документальных и короткометражных фильмов Бильбао - лучший фильм (анимация) (1986).


Другие названия:

«Flautista, O», «Joueur de flute, Le», «Krysar», «Pied Piper of Hamelin, The», «Pied Piper, The»


Рейтинг:

%
 82