Описание:
Трагикомическая притча.
Эта картина способна удивить даже преданных поклонников итальянского киномастера. Все уже, кажется, привыкли к его скандальным историям о животных инстинктах людей и медленно агонизирующем человечестве, которое возлежит почти бездыханно на собственных экскрементах. И в ленте «История Пьеры» есть сцены, смущающие обывательское сознание - Эуджения, жизнелюбивая, легкомысленная женщина, ведет раскованный образ жизни, не обращая внимания на слабовольного и ущербного мужа Лоренцо (между прочим, он - коммунист), на малолетнюю дочь Пьеру, которая испытывает любопытство и неудовлетворяемую тягу к естеству матери. Став взрослой, Пьера увлекается театром, имеет лесбийскую связь при наличии жениха, жалеет опустившегося, больного отца, перед которым она раздевается по его просьбе, а в финале вместе с матерью, обе обнаженные, они сливаются в поцелуе на берегу моря.
В пересказе получается извращенно и патологично, хотя Марко Феррери, наверно, не был еще таким пронзительным лириком, импрессионистом человеческих переживаний, как в этом фильме (не под влиянием ли актрисы Пьеры. Дельи Эспости, которая написала сценарий совместно с Дачией Мараини на основе собственного романа?). К тому же действие воссоздано короткими мазками, распадается на цветовые пятна, вроде бы не имеющие отношения друг к другу, но при отдалении они сливаются в одно целое, не до конца ясное, проступающее сквозь пелену, угадываемое по контуру. Подобным абрисом сути очень странной картины Феррери может быть его излюбленная мысль о дискредитации мужского начала в эпоху доминирования женской природы, которая еще способна возродить человечество, вернуть к первооснове жизни. Море, как общее материнское лоно для земного мира, - постоянный финальный рефрен его произведений 70-80-х годов. Культ матери вместо культа отца дает новый импульс потерявшему всякий смысл существованию. Для понимания ленты немалое значение имеет занимаемое ею место в списке работ режиссера - между фильмами «Истории обыкновенного безумия» (проститутка вдохновляет писателя на создание стихов, пока не кончает жизнь самоубийством в море, не будучи в состоянии выполнить миссию по рождению детей) и «Будущее - это женщина». В нем та же исполнительница роли проститутки, кстати, в реальности беременная Орнелла Мути, играет женщину, которая рожает ребенка, но все равно оставляет его на воспитание другой - в ее качестве выступает Ханна Шигулла, уже успевшая побывать беспечной матерью, не заботящейся о дочери в «Истории Пьеры», и сценарий вновь написан Дельи Эспости и Мараини. Неспособные родить детей или воспитать их приравниваются друг к другу. Поэтому Пьера и ее мать Эуджения в финале - как две половинки одного существа, которое жаждет и боится жизни, не до конца реализовав свое истинное женское начало. Этот «недостаток» отчасти преодолевается в ленте «Будущее - это женщина», где героини словно взаимодополняют друг друга. Но в их мире тем не менее нет места мужчине, который, выполнив свою «малую функцию», погибает в результате несчастного случая. А в «Истории Пьеры» немощный герой, примирившийся с ролью второго плана, оставлен доживать свой срок в доме для престарелых, не имея уже мужества покончить с собой, подобно другому персонажу Марчелло Мастроянни из картины Марко Феррери, «Прощай, самец». Не случайно, что из актерского состава «Истории Пьеры» именно Ханна Шигулла получила премию за роль на кинофестивале в Канне.
В ролях:
Изабель Юппер, Ханна Шигула, Марчелло Мастроянни, Анджело Инфанти, Таня Лоперт, Bettina Gruhn, Ренато Чеккетто, Маурицио Донадони, Aiche Nana, Girolamo Marzano
Примечание:
[...]
Награды:
Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Лучшая актерская работа» за 1983 год
Другие названия:
«Geschichte der Piera, Die», «Histoire de Piera, L'», «Historia de Piera», «Storia di Piera», «Story of Piera, The»
Рейтинг:
80 |