Описание:
Фильм-опера Франко Дзеффирелли, оперного полпреда в мировой кинотабели о рангах, предложила (как и положено носителю «большого стиля») классический вариант прочтения. Киноискусство к 80-м годам уже исчерпало резервы классического периода, выявив потребность в духовных интерпретациях, позже получивших название «постмодернизма», но Дзеффирелли это никак не касается. Он оперирует канонизированным представлением об оперном действии. Традиционный вариант критичен тем, что он предсказуем в мелочах - от роскошного декора интерьеров салона Виолетты и райских садовых ландшафтов до актёрских штампов и недостатка акцентов на второстепенных деталях и глубине мизансцены. Впрочем, операторское слежение за исполнителями сольных партий отвечает требованиям оперной драматургии. Но если Тереза Стратас действительно не чужда драматическому искусству, что проявляется в её взгляде, жестах, пластике, то Пласидо Доминго выглядит словно мачо из мыльной оперы. Надо сказать, что актёрская игра тенора соответствует роли - Доминго играет Альфреда, романтического слабака, который влюбляется в парижскую куртизанку (Виолетту). Их отношением чинят препятствия, на поводу которых идёт Альфред, в одной из сцен закатывающий партнёрше прилюдную унизительную истерику.Любовники страдают, скандально расстаются, снова страдают, сходятся, но уже поздно - больная Виолетта умирает. Слабость характеров, заменённых избыточным и показательным томлением, способствовала тому, что наиболее сильными фрагментами картины оказались сцены с массовкой (эпизоды бал-маскарада), а конкретно - «скандальная» сцена на балу у Флоры. И без того драматургически эффектная, она была усилена до кульминационной вершины выступлением Владимира Васильева и Екатерины Максимовой. Их выход оживил действие, обогатил композицию, придал фильму движения и разнообразия, которым лента не балует.
В ролях:
Teresa Stratas, Плачидо Доминго, Cornell MacNeil, Аллан Монк, Pina Cei, Аксель Галь, Maurizio Barbacini, Роберт Соммер, Ricardo Oneto, Renato Cestie
Примечание:
Оркестр «Метрополитен опера» под управлением Д. Ливайна.
На итал.яз.
На экране в ранних и зрелых работах Франко Дзеффирелли (в отличие от его же картин 90-х гг.) происходит так много (и так красиво), что визуальный ряд исчерпывающе толкует сам себя. Мы видим и театр, и кино, и живопись, и пейзаж, и панораму, и деталь, и крупный план. Мы видим и портрет, и натюрморт, и жанровую картинку. Мы погружаемся одновременно в литературный, живописный, графический и, конечно, музыкальный мир эпохи романтизма (воссозданный нью-йоркским оркестром "Метрополитен оперы" под управлением Д. Ливайна), становимся не зрителями, а участниками происходящих там событий.
Кинематограф Дзеффирелли, ученика Висконти, создателя "большого стиля" в кино, вещен, прекрасен, изыскан, как мало какой другой. Абсолютных удач в творчестве этого плодовитого режиссера и художника, пожалуй, только две: классическая экранизация "Ромео и Джульетты" и классическая же экранизация "Травиаты". Но последняя, думаю, архишедевр, ведь Дзеффирелли удалось "оживить" оперу, самый условный жанр.
На оперу вообще-то ходят не смотреть, а слушать. А если смотреть - то, как правило, на своих любимцев: маленьких дородных теноров и громоподобных и часто гороподобных сопрано. В театре им все прощается за сладостное бельканто.
Но как сделать фильм, чтобы зритель поверил в любовь исполнителей, забыл о самом себе и погрузился в то, что происходит на экране? Дзеффирелли избрал беспроигрышный, но и труднейший путь. Он пригласил актеров, способных не просто превосходно петь (то есть озвучивать), а гениально играть (то есть жить), он переписал либретто в сценарий таким образом, что арии, дуэты и хоры стали подлинной драматургией, трагическая история любви чахоточной куртизанки из концерта превратилась в напряженную и прекрасную драму, где оперные звезды не гастролируют, а живут, любят и страдают, а зритель не наслаждается и сочувствует, но соучаствует в общем действе.
Итальянскому режиссеру удалось создать гармонию не из трех древнегреческих, а из четырех составляющих: музыки, поэзии, танца и живописи, зарядив ее мощным драматическим темпераментом Стратас и Доминго, Максимовой и Васильева. Причем дивертисмент с участием русских танцоров не выглядит как вставной балетный номер, он естественен и даже необходим для драматургии целого, для вечной и конкретной трагедии любви.
Вряд ли можно найти слова, не сказанные еще об этом фильме: "Травиате" Франко Дзеффирелли уже более двадцати лет. Да и надо ли поверять гармонию алгеброй, надо ли пересказывать ее сюжет, так или иначе всем известный? Картину эту надо смотреть, слушать и... осязать. В этом чувственном триединстве ее тайна и прелесть. Она, подобно скульптурам юных богинь в Летнем саду, вызывает восхищенное умиление: ножку хочется погладить, ручку поцеловать, изваянию поклониться, а пред ваятелем преклониться.
Награды:
[...]
Другие названия:
«Traviata, La»
Рейтинг:
84 |