Описание:
Ретродрама.
После неожиданной смерти отца десятилетнего Александра и его сестры Фанни их мать выходит замуж за пастора. Из суматошного, светлого мира открытых чувстсв дети попадают в фарисейский, душный мир схоластически понятых религиозных догматов...
История семьи Экдаль, увиденная глазами двух детей - сестры и брата Фанни и Александра. Пока семья едина и неразлучна, дети счастливы и без страха могут предаваться чудесным мечтам. С потерей близких людей в них растет чувство горечи и неприязни к миру. Но там, где Фанни пытается сохранить чистую душу, Александр замыкается в темном и жестоком внутреннем мирке…
В ролях:
Кристина Адолфсон, Вордже Ахлштедт, Пернилла Олвин, Kristian Almgren, Carl Billquist, Axel Duberg, Аллан Эдваль, Siv Ericks, Ewa Froling, Патриция Желен
Примечание:
Этот фильм великого шведского режиссёра Ингмара Бергмана почему-то считается последним в его творчестве, хотя он снял еще две документальных и три игровых работы для телевидения. Да и «Фанни и Александр», выйдя в кинопрокат, является на самом деле сокращенным вариантом телесериала. И вот эта полная версия (пять с лишним часов) намного сильнее воздействует благодаря своему неспешному, завораживающему ритму повествования о детстве, канувшем без возврата, а главное - полнее и понятнее представляет взаимоотношения между многочисленными персонажами. Однако сам Бергман безжалостно отсек в киноварианте почти всю линию дядюшки Исака, благообразного старика-антиквара, тихо посиживающего в сторонке, которого мастерски сыграл Эрланд Юсефсон. Как ни парадоксально, в этом есть безграничное доверие к актеру, который может лишь непроясненно и загадочно присутствовать на экране, внося какую-то невероятную «домашность» и успокоение во внутренне раздираемый противоречиями мир семейства Экдал. И для юного Александра некая магия существования дяди Исака (на самом деле он долгие годы был поклонником бабушки Хелены) - это почти то же самое, как и реально-ирреальное путешествие другого Исака, профессора Борга в «Земляничной поляне», по соседству с внуками из настоящего и детьми из собственного прошлого, когда он сам воспринимает себя уже словно в качестве призрака.
Но если нет возможности познакомиться с телесериалом «Фанни и Александр», все равно следует смотреть усеченную копию во многом автобиографического произведения Ингмара Бергмана, с которого началось его долгое путешествие в прошлое, аналогичное тому, что мысленно проделал еще профессор Борг в «Земляничной поляне». Вот уже целое десятилетие Бергман, помимо театра, занят сочинением романов-мемуаров о родителях и своем детстве, передавая их для экранизации родным или близким по духу людям.
Интересно, что американцы словно предугадали, что «Фанни и Александр» окажется последней большой постановкой скандинавского мастера. Академия киноискусства, дважды награждавшая Ингмара Бергмана ранее (за «Девичий источник» и «Как в зеркале»), все-таки поступила несправедливо в том случае, когда его безусловный шедевр «Шепоты и крик» проиграл в режиссерской номинации «Афере», и без того осыпанной премиями. Картина «Фанни и Александр» удостоилась четырех «Оскаров» в 1983 - за лучший иноязычный фильм, искусную и утонченную работу оператора Свена Нюквиста, художника Анны Асп и художника по костюмам Марик Фос. Но самого Бергмана опять обошли (в номинации за лучшую режиссеру «Оскаром» был увенчан американец американец Джеймс Л. Брукс, снявшему сентиментальную историю «Слова нежности»). Филигранная работа постановщика по воссозданию на экране не только внешней атмосферы начала века, но и внутреннего, глубоко скрытого очарования и одновременно жестокого надлома его собственной поры детства - все это осталось, увы, без награды.
Награды:
[...]
Другие названия:
«Fanny & Alexander», «Fanny and Alexander», «Fanny e Alexander», «Fanny et Alexandre», «Fanny i Aleksander», «Fanny ja Alexander», «Fanny kai Alexandros», «Fanny och Alexander», «Fanny og Alexander», «Fanny und Alexander», «Fanny y Alexander»
Рейтинг:
96 |