Описание:
Эстетская драма.
Есть определенная перекличка между последними работами Пьера Паоло Пазолини и Райнера Вернера Фассбиндера, вышедшими на экран после их трагической смерти. Дело не в том, что в картинах «Сало, или 120 дней Содома» и «Керель» наиболее явно раскрылись гомосексуалистские пристрастия авторов. Личные склонности создателей не должны приниматься в расчет при оценке их произведений. А предметом искусства может быть любая тема, в том числе и гомосексуализм, о котором снимали фильмы не одни лишь его приверженцы. Суть сходства названных лент в другом. Обе они - тупиковые, кризисные, безысходные, предрекающие скорую смерть. Крах темы и стиля проявляется и в том, что избранные средства не оправдывают цель: показ и анализ патологического мира превращается в невольное любование им, смакование пороков.
Фильм «Керель» поставлен по роману француза Жана Жене, воплотившего в этой истории собственные комплексы и навязчивые идеи. Молодой моряк Керель, сойдя на берег в Бресте, посещает известный бар-бордель, где обнаруживает свою склонность к гомосексуализму, а позже становится убийцей. Американские критики ехидно предложили назвать ленту «Парень в каждом порту» (по аналогии с заметным фильмом 20-х годов «Девушка в каждом порту»). Фассбиндер поначалу пытается трактовать сюжет иносказательно, в соответствии с излюбленными мотивами своего творчества. Можно воспринимать все происходящее как рассказ рефлектирующего по поводу собственной гомосексуальной одержимости капитана корабля (альтер-эго автора), который в своих страстных мечтах присваивает матросу Керелю звание «ангела смерти». Тема двойника (у Кереля будто бы есть брат Роберт, влюбленный в стареющую Лизианн, жену владельца бара Ноно, гомосексуалиста) и гадания на картах (явление Кереля - как злой рок) работает на эту же идею о близком конце света, о котором должен протрубить «ангел греха». Типичные для режиссера надписи-цитаты (прием, усвоенный у Годара) из Плутарха, Овидия и т. д. тоже свидетельствуют о верности подобного эсхатологического объяснения.
Но, увлекаясь материалом, обыгрывая пикантные подробности мира гомосексуалистов, шлюх, убийц, Райнер Вернер Фассбиндер теряет сквозную нить, от метафоризма нисходит к банальности. Уникальное воссоздание призрачной, театрально-кабаретной атмосферы действия, с навязчивой для позднего Фассбиндера игрой цветом, освещением, с использованием намеренно душещипательной, сентиментальной музыки Пера Рабена - все это, безусловно, не может не привлечь, не вызвать восторг. И все же, по мере того как живописуемые события начинают неожиданно раздражать, отталкивает и эта демонстративная стилизация реальности.
В ролях:
Брэд Дэвис, Франко Неро, Жанна Моро, Лорен Малет, Ханно Пошл, Гюнтер Кауфман, Burkhard Driest, Роджер Фриц, Dieter Schidor, Натя Брункхорст
Примечание:
Режиссер пытался воссоздать на экране мистический гомосексуальный мир французского писателя. Есть что-то странно притягательное в необычном рассказе о молодом матросе Кереле, который притягивает и восхищает всех, кто вступает с ним в контакт, но сам, похоже, больше интересуется самим собой. Действие происходит в 30-е годы, но фильм стилизован и существует вне времени. Корабль, на котором служит Керель, останавливается в порту в Бресте, во Франции. Весь фильм снят в студии. Все замкнуто на заведении, где есть бар и бордель. Керель вскоре запутывается в этом странном мире...
Награды:
[...]
Другие названия:
«Kavgatzis, O», «Matrosen och stjarnan», «Querelle - Ein Pakt mit dem Teufel», «Querelle - Ein Pakt mit Teufel», «Querelle - En pakt med djevelen», «Querelle de Brest», «Um Pacto com o Diabo»
Рейтинг:
| 91 |