Апокалипсис сегодня (1979)

Описание:

Военно-приключенческая драма-притча.
Во время войны во Вьетнаме спецагент отправляется вверх по реке в Камбоджу с приказом найти и убить полусумасшедшего полковника, создавшего в отдаленном районе нечто вроде собственного королевства насилия. По пути мы видим почти сюрреалистический мир ужасов войны.


В ролях:

Марлон Брандо, Мартин Шин, Роберт Дюваль, Фредерик Форрест, Сэм Боттомс, Лоуренс Фишборн, Альберт Холл, Харрисон Форд, Дэннис Хоппер, Г.Д. Спрэдлин.


Примечание:

Свою суперэпопею о Вьетнаме Фрэнсис Форд Коппола начал снимать через год после окончания войны, в 1976 году, получив громадные доходы от проката двух частей «Крестного отца». Ему позволили нарушить негласный запрет на «вьетнамскую тему», дали военную технику и солдат для массовых сцен, которые снимались на Филиппинах.

Но судьбе было угодно, чтобы Копполу опередил более молодой и почти никому не известный Майкл Чимино, который первым серьезным фильмом о войне во Вьетнаме («Охотник на оленей») поверг Америку в состояние шока. Он раскрыл трагедию сыновей Америки, посланных ею в земной ад.

А в ленте «Апокалипсис сегодня» американская публика и критика были потрясены прежде всего размахом, масштабностью, эпичностью и высочайшим техническим уровнем. Режиссер создал величественную фреску о современном Апокалипсисе на земле Индокитая. Всех поразила замечательная сцена вертолетной атаки под музыку «Полета валькирий» из вагнеровской оперы о Нибелунгах (одно из первых и новаторски примененных достижений системы звукозаписи «Долби-стерео» закономерно было вознаграждено премией «Оскар»). Была также отмечена удивительная работа итальянского оператора Витторио Стораро, приглашенного после его успеха в эпическом «Двадцатом веке».

Мало кто из американских критиков захотел вникать в философскую проблематику «одиссеи» по кругам ада. Притча Фрэнсиса Копполы, вольно пересказывая мотивы романа «Сердце тьмы» певца «затерянных цивилизаций» Джозефа Конрада, говорила не только об ужасах бесчеловечной бойни, но и о битве между Добром и Злом, разумом и безумием, Дьяволом и Богом внутри человека, подвергаемого испытаниям жестокостью, насилием, а главное - безграничной властью над другими людьми. Многим картина показалась слишком мрачной, усложненной, неясной по мысли. Даже после получения главной премии в Канне режиссер посчитал необходимым сделать уступку ожиданиям зрителей, разочарованных крайне странным, с их точки зрения, финалом. В первом варианте капитан Уиллард на протяжении всего повествования пробирался с секретным заданием в глубь джунглей Камбоджи, чтобы уничтожить сошедшего с ума полковника Керца из отряда «зеленых беретов». И в конце фильма он становился немым свидетелем того, как перед «новоявленным божеством», утопившим себя в крови, склонялась в слепом поклонении толпа. Но в окончательной прокатной версии Коппола продлил этот финал, позволив свершиться правосудию над тем, кто вышел из повиновения и возомнил себя властителем. А ведь первый вариант был точнее: он предугадывал то, что в момент выхода ленты на экраны мира уже начало осуществляться «красным кхмером» Пол Потом именно в Камбодже, переименованной им в Кампучию. «Апокалипсис сегодня» является замечательным произведением, которое служит одной из главных точек отсчета для авторов, обращающихся к теме Вьетнама и вообще к проблемам войны и власти.


Награды:

[...]


Другие названия:

«Apocalipsis ahora», «Apocalipsis now», «Apocalipsis now redux», «Apocalypse», «Apocalypse Now», «Apocalypse Now Redux», «Apokalipsa danas», «Apokalipsa sada», «Apokalipszis most», «Apokalypsa», «Apokalypsi tora!», «C'est l'apocalypse», «Czas apokalipsy», «Dommedag nu», «Ilmestyskirja. Nyt.», «Jigoku no mokushiroku», «Kiyamet», «Апокалипсис наших дней»


Рейтинг:

%
 87