Осенний марафон (1979)

Описание:

По мотивам сценария А.Володина "Горестная жизнь плута".
Странно, что этот фильм Георгия Данелии смог выйти на экраны в 1979. Ничего откровенно антисоветского в нем, конечно, нет, но сама мысль о том, что советский человек может испытывать такую внутреннюю опустошенность и экзистенциальное отчаяние, как герой фильма Бузыкин, могла бы насторожить бдительных цензоров. Или их сковала та же усталость и апатия, какой мается <лишний человек> Бузыкин? Изображать персонажей такого плана всегда полагалось в сатирическом ключе, в лучшем случае - как заблудших овец, в худшем - как откровенно аморальных типов. Лирическая комедия Данелии полна такой грусти и такого сочувствия к герою, что пронзительная жалость к себе затопляет каждого, кто обнаруживает в себе и своей жизни черты сходства с героем. А обнаруживают их многие.

<Осенний марафон> не о том, как слабый и безвольный человек разрывается между женой и любовницей (так же, как <Герой нашего времени> вовсе не о амурных похождениях Печорина). Колоритное изображение любовных и семейных коллизий лишь подчеркивает и оттеняет центральный образ <страдающего эгоиста>. При этом сама мелодраматическая обертка выполнена изумительно - Марина Неелова и Наталья Гундарева играют двух женщин, симметрично тянущих Бузыкина в разные стороны. Они ни разу не встречаются в фильме и не оказываются в одном кадре, но ухитряются взаимодействовать: каждая из них знает о существовании другой, и энергия соперничества устремлена на конкретного противника. Они соперничают не из-за Бузыкина - они соперничают между собой. Он и здесь остается пассивным объектом, будучи не в силах что-либо решить окончательно. Да и что можно решить, если жизнь - это ловушка, из которой нельзя вырваться? Нельзя убежать от самого себя, от бессмысленности своего ежедневного марафона, от одиночества среди множества людей: знакомых и незнакомых, родственников, коллег, соседей, случайных прохожих, каждый из которых знает, ради чего он просыпается каждое утро, - в отличие от героя.

Как минимум 75 процентов успеха фильма - это Олег Басилашвили в главной роли. Здесь все актеры на высоте, но и совместными усилиями они бы не спасли замысел, будь главный герой чуть более энергичным и чуть менее интеллигентным. Аналогичного усталого героя создаст через четыре года Олег Янковский в <Полетах во сне и наяву>, но это уже совсем другая история (во многом обусловленная выбором актера) - история человека, который хотел бы состояться, но не состоялся, хотел бы наладить контакт с людьми, но не может. Персонаж Басилашвили может состояться, и контактов у него хоть отбавляй, но это не приносит ему ничего, кроме утомления.


В ролях:

Олег Басилашвили, Наталья Гундарева, Марина Неелова, Евгений Леонов, Норберт Кухинке, Николай Крючков, Галина Волчек, Борислав Брондуков, Владимир Грамматиков, Никита Подгорный, Вадим Медведев, Владимир Пожидаев, Георгий Семенов, Резо Хобуа.


Примечание:

[...]


Награды:

Приз "Большая Золотая раковина" МКФ в Сан-Себастьяне-79;
Приз Союза журналистов лучшему исполнителю мужской роли (Е.Леонов), а также приз ФИПРЕССИ МКФ в Венеции-79;
Главный приз ВКФ-80 в Душанбе;
Главный приз МКФ комедийных фильмов в Шамрусе-80;
Спец приз МКФ комедийных фильмов в Болгарии (1981);
Премия Общества Советско-болгарской дружбы на МКФ в Карловых Варах (1980);
Гос. премии РСФСР им. братьев Васильевых (1981, удостоены: реж. Г.Данелия, сцен. А.Володин, опер. С.Вронский, худ.: Л.Шенгелия и Э.Немечек; актеры: Н.Гундарева, Е.Леонов, М.Неелова).


Другие названия:

«Autumn Marathon», «Marathon d'automne», «Marathon im Herbst», «Maraton de otono», «Sad Comedy, A», «Syysmaraton»


Рейтинг:

%
 94