Описание:
Экзистенциальная комедия-мелодрама.
Последний фильм великого испанца Луиса Бунюэля блистательно доказывает, что он был молод, неистощим на выдумку, задирист, язвителен и бунтарски настроен и в свои семьдесят семь лет. Режиссер давно мечтал экранизировать роман «Женщина и паяц» Пьера Луиса, который уже трижды переносился на экран, близко к тексту, как в одноименной ленте 1959 года Жюльена Дювивье, или вольно, по мотивам - в американской картине «Дьявол - это женщина» (1935) Джозефа фон Штернберга с неподражаемой Марлен Дитрих в главной роли.
Пожилой граф Матье влюбляется в свою молодую служанку Кончиту, которая и привлекает его к себе, и ускользает, оставляя в дураках, а вернувшись, всегда находит объяснение внезапному бегству и вновь очаровывает жаждущего обманываться мужчину. Сохраняя костяк сюжета, Бунюэль иронически отстраняет и «остраняет» его, представляя во флэшбэках как рассказ самого Матье соседям по купе поезда. Граф, не осознавая, что он - паяц, марионетка в руках своевольной и капризной «роковой женщины», исповедуется, попросту плачется в жилетку шутовски выглядящему, но хранящему серьезность и достоинство карлику, кажется, профессору по психоанализу.
Абсурдность и глубинный сюрреализм самой жизни, помимо типичных для режиссера метких деталей странного свойства и загадочно-забавных ситуаций, выражены Луисом Бунюэлем и в несколько парадоксальном решении поручить роль Кончиты двум актрисам разной национальности (озвучивает же вообще третья!). Его мгновенная догадка в сложном положении, когда пришлось прекратить съемки из-за не справлявшейся с поставленной задачей Марией Шнайдер («Последнее танго в Париже», «Профессия: репортер»), оказалась художническим прозрением, которое определило успех фильма. Двойственная натура женщины (ангел-дьявол в одном лице) всегда волновала и притягивала этого режиссера, поскольку в ней лучше всего отражалась и амбивалентность самой реальности, то ли яви, то ли сна.
Катрин Денев в картинах «Дневная красавица» и «Тристана» точно почувствовала и передала бунюэлевское восхищение изменчивой, неуловимой природой женского естества, противоборством в нем плотского и духовного, материального и идеального, прозы жизни и поэзии мечты. Разделив личность героини на две половинки, вроде бы наделив одну из ипостасей кротостью и покорностью, так влекущей к себе, а другую - буйным нравом, одержимостью и неповиновением, автор ленты «Этот смутный объект желания» затем опровергает предположение, что каждая из них по отдельности воплощают ангела и дьявола, только выделенных для убедительности из цельной натуры женщины. «Скромный ангел» немало мучает Матье, прибегая к извечным хитростям и уловкам холодной и равнодушной «роковой красавицы» (француженка Кароль Буке идеально подходит для этой роли). А «неистовый дьявол» обнаруживает в какие-то мгновения сострадание и даже привязанность к несчастному графу, который запутался в своих страстях и уже не знает, какую из них двоих он любит и вожделеет.
Метафора «смутный объект желания» - не только неясная, неразгадываемая, непредсказуемая сущность женщины, к которой мужчина испытывает непреодолимое, находящееся за пределами разума, всепоглощающее влечение. Сообщения о действиях террористов из «группы революционной армии младенца Иисуса» (в этом - весь Бунюэль!) мелькают по ходу повествования и могут показаться случайным фоном действия, только не у этого мастера кино, внимательного к любой мелочи. Еще в фильме «Скромное обаяние буржуазии» ультра-революционеры представляли неминуемую угрозу смерти для наслаждающихся жизнью, едой и адюльтером буржуа и аристократов. В последней работе режиссера мотив рока становится более настойчивым и грозным. Дело вовсе не в «роковой женщине», погубившей «жалкого паяца». Для этого «гедониста со стажем», подрастерявшего свое «скромное обаяние», сама действительность превратилась в «смутный объект желания», неугадываемый и непознаваемый.
Смерть маячит на каждом повороте, подстерегает в любом закоулке, являясь, возможно, слишком жестоким возмездием, но так или иначе неотвратимым и закономерным. Яростный ниспровергатель мнимого «золотого века» буржуазии достойно завершил свое творчество, влепив звучную и вызывающую смех хлесткую пощечину, наконец, взорвав ту мину замедленного действия, которая давно уже была заложена под «святая святых» в жизни каждого уважающего себя буржуа - его личную потребность в постоянном удовольствии. Знаменательно, что на исходе пути, странствий вдали от родины, испанец Луис Бунюэль получил специальную премию жюри на кинофестивале в Сан-Себастьяне в 1977 году, уже после смерти Франко и падения диктатуры.
В ролях:
Фернандо Рей, Кароль Буке, Анджела Молина, Julien Bertheau, Андре Вебер, Милена Вукотич, Maria Asquerino, Ellen Bahl, Валери Бланко, Огюст Карьер
Примечание:
Сам режиссер определил сюжет этого фильма, как «историю невозможности обладания женским телом». Актрисы Буке и Молина исполняют одновременно одну роль - женщины, любви, которой домогается пожилой мужчина.
Награды:
[...]
Другие названия:
«Begarets dunkla mal», «Cet obscur objet du desir», «Dieses obskure Objekt der Begierde», «Ese oscuro objeto del deseo», «Esse Obscuro Objeto do Desejo», «Quell'oscuro oggetto del desiderio», «Skoteino antikeimeno tou pothou, To», «Tama intohimon hamara kohde», «Ten tajemny predmet touhy», «That Obscure Object of Desire»
Рейтинг:
| 90 |