Описание:
Экзистенциальный детектив.
Рамочник из Гамбурга Джонатан Циммерманн случайно знакомится с Томом Рипли, который торгует поддельными произведениями искусства, и связан с мафией. Судьба Циммерманна определена, когда он высокомерно отказывается пожать руку Рипли. Уязвленный Рипли, узнав, что у Циммерманна лейкемия, путем хитроумной комбинации убеждает его, что дни его сочтены. Сообщник Рипли предлагает Циммерману стать наемным убийцей, посулив за это большие деньги его семье, которая вскоре останется без кормильца. Джонатан, понимая, что обречен (медицинские анализы фальсифицируются), соглашается, и становится пешкой в большой игре Рипли…
В ролях:
Дэннис Хоппер, Бруно Ганц, Lisa Kreuzer, Жерар Блэйн, Николас Рэй, Сэмюэл Фуллер, Peter Lilienthal, Дэниэл Шмид, Жан Эсташ, Rudolf Schundler
Примечание:
В творчестве замечательного немецкого режиссера Вима Вендерса одним из ключевых является мотив влечения - отталкивания, влияния - спора, восхищения - развенчания по отношению к американской культуре и всему американскому образу жизни. Любопытно, что приметы «американского» присутствуют даже в названиях трех его картин, в которых режиссер пошел на некоторую коммерциализацию своего далеко не простого стиля.
Демонстрировавшаяся в нашем кинопрокате лента «Париж, Техас» (1984) - чуть мелодраматический повтор в «большом кинематографе» обманчиво полулюбительского и кажущегося безыскусным раннего шедевра «Алиса в городах» (1973). А «Хэммет» (1979-82) - как бы квинтэссенция американских пристрастий Вендерса, скрыто присутствующих в других его работах. Но сами американцы отдали предпочтение именно «Американскому другу», наивно приняв детективную, криминальную стихию фильма за его суть. Эта картина - облегченный вариант двух предшествующих: «Страх вратаря перед пенальти» (1971) и «Ложное движение» (1974). Возможно, и наши зрители увидят в ней лишь историю западногерманского художника, вынужденного также торговать живописными полотнами и антиквариатом, который, будучи уверенным в своей смертельной болезни, соглашается принять участие в преступной акции в Париже вместе с таинственным американцем - наемным убийцей.
Причудливые сюжетные повороты, типичная атмосфера англоязычного детектива, триллера, саспенса (в основе ленты - роман «Игра Рипли» Патриции Хайсмит, произведения которой часто экранизируются) служат благородной цели создания своеобразной антологии жанра. Но Вим Вендерс вкладывает в криминальный рассказ собственные, сугубо европейские, мучительно раздирающие сознание философские проблемы некоммуникабельности, отчужденности индивидуума в современном мире.
Страх героев имеет не физический, а экзистенциальный смысл - словно родовой, изначально присущий человеку. Персонаж настолько одинок и потерян в своем бессмысленном существовании, что его соучастие в убийстве странным образом убеждает в собственной небесполезности, причастности к реальной жизни. А дружеская привязанность возникает к хладнокровному исполнителю чужой воли. В фильме можно найти массу намеренных цитат - из Микеланджело Антониони, работ режиссеров «новой волны», «американских профессионалов» 50-х и «бунтарей» 60-х годов. Не случайно в картине заняты в качестве актеров такие деятели кино, как Деннис Хоппер, Николас Рей, Сэмьюэл Фуллер, Жан Эсташ, Жерар Блен. А «фирменный» вендерсовский стиль лучше чувствуется во внесюжетных моментах, особенно в долгих проездах, трэвеллингах камеры Робби Мюллера, одного из постоянных операторов этого режиссера.
Награды:
[...]
Другие названия:
«American Friend, The», «Amerikanische Freund, Der», «Amerikanske vannen, Den», «Amerikkalainen ystava», «Amerykanski przyjaciel», «Ami americain, L'», «Amico americano, L'», «Amigo americano, El», «Amigo Americano, O», «Enas Amerikanos filos»
Рейтинг:
84 |