Описание:
Художественный киноочерк.
Сюжет фильма чрезвычайно прост: приезд музыкантов из города в деревню, отдых, репетиции, знакомство с местными жителями и отъезд - единственные опорные столбы киноповествования, которые и заданы как темы для вариаций. Два закрытых, отделенных друг от друга мира встретились и, не поняв друг друга, разошлись. Смысл этих встреч и прощаний не открыт персонажам: одни проживают дни в делах и заботах, в спорах с соседями, в мелких обманах властей, в заботах о хозяйстве, другие - в отдыхе, записи старинных песнопений, в прогулках и подготовке к очередному концерту. Они плохо понимают даже язык друг друга: мингрельское наречие непонятно приезжим, и режиссер сохраняет эту непонятность и для зрителя, не допустив перевода. Смысл происходящего открывается в авторской композиции, обнаруживающей драму невстречи, композиции, которая оказывается доминантной по отношению к сюжету, развитию действия, частным перипетиям. Ощущение кантиленности рождается сразу из размеренного чередования кадров, описательная полнота и достоверность которых важна не сама по себе, а в едином, словно бы заторможенном, замедленном знакомстве с этим затерянным миром. Только стороннему взгляду может открыться красота природы, которую не замечают селяне. Только детям - волшебство и гармония классической музыки. Прагматика победила, даже традиционное грузинское многоголосье забывается, становится музейным реквизитом. В строй фильма естественно входят комедийные элементы - последнее прибежище фольклорного духа. Но и они приобретают характер цирковых аттракционов, как, к примеру, самозащита крестьянина, выкашивающего траву на колхозном поле, от охранника. Закупоренность жизни ведет к иссяканию энергии, к каторжному существованию. Не без доли иронии, но внятно дает режиссер комментарий уже случившейся беде: уезжает поезд, увозящий музыкантов в город, на полях трудятся крестьяне, из репродуктора звучит моцартовский дуэт Дон-Жуана и Церлины: «Дай руку мне, красотка.» Не возникли связи, контакты, привязанности, та родственная зависимость, без которой не может быть естественной полноты жизни живущих не земле. Только талант и воля художника собирают распавшееся целое воедино, чтобы оповестить людей о трагизме происходящего. Не услышали - и пророчество сбылось. Пастораль оказалась последней.
В ролях:
Нана Иоселиани, Тамара Габарашвили, Михаил Нанейшвили, Нукри Давиташвили, Байя Мацаберидзе, Резо Чархалашвили, Нестор Пипия, Ксения Пипия, Лиа Джугели, Лери Зардиашвили.
Примечание:
[...]
Награды:
Премия ФИПРЕССИ, особое упоминание экуменического жюри для внеконкурсного фильма МКФ в Западном Берлине-82: Форум молодого кино.
Другие названия:
«Pastoral», «Pastorale», «Pasztoral»
Рейтинг:
87 |