Описание:
В основе фильма - пьеса Чехова «Платонов», а также мотивы чеховских рассказов «Безотцовщина», «В усадьбе», «Учитель словесности», «Три года», «Моя жизнь».
Не ностальгия, не умиленность движет современным режиссером, а стремление вскрыть истоки кризисных явлений, следствия которых столь явно обнаружили 70-е. Михалков пристален и точен в распознании болезни. Персонажам этой пьесы нужен беспрерывный маскарад, конденсирование переживаний, экзальтация страстей, поддерживающих в каждом из них иллюзию жизни. Без доли сентиментальности постановщик демонстрирует их несостоятельность. Учитель Платонов с его обличениями и театральными порывами; врач Терлецкий, ненавидящий больных и свои занятия, изменяющий своим обязанностям ради сомнительного удовольствия быть в среде себе подобных; пасынок генеральши и его жена, разжигающие себя сентенциями и риторическими речами о сладости простой жизни, - все эти персонажи мнят себя героями драмы, может быть, даже трагедии, но режиссер вслед за Чеховым (считал же драматург, что пишет комедии!) видит представленное сквозь призму другого жанра - драма становится фарсом. Выслушивая манифесты, поток признаний и откровений, наблюдая за бессмысленным существованием этих обитателей дворянских гнезд, Михалков исследует «пространство безвременья». Образ механического пианино, бубнящего веселую полечку, словно подчинил себе всех и вся, лишил людей воли и ответственности даже за свою судьбу. Под ее звуки легко фиглярствовать, дурить, играть чужие роли. Прекрасен мир природы. Но на этом реальном фоне - мнимые люди, фальшивые страсти, бессмысленное паразитическое существование. Весь комплекс выразительных средств приведен Михалковым в действие. Пластическое совершенство внутрикадровых построений; живописность и виртуозность операторского видения; ритмичность и согласованность темповых смен; блистательный актерский ансамбль, в котором «сольный номер» имеет самостоятельное значение, но истолкован как часть целого - все было строго определено авторской концепцией, которой и был подчинен каждый элемент кинематографической речи. В авторском высказывании была острая критическая нота. Михалков выступил против торжества искусственности, против бессмысленного самобичевания, против притворства и лжи. Можно предположить, что пафос картины был отчасти обращен и на себя: строго приговаривалась игра в «чужое», надевание масок, сокрытие своего под чужой личиной. Своевременность фильма была очевидной, но это своевременное действительно выводило реальность 70-х из автоматизма восприятия, позволяло понять смысл и драму современного существования.
В ролях:
Александр Калягин, Елена Соловей, Евгения Глушенко, Антонина Шуранова, Юрий Богатырев, Олег Табаков, Николай Пастухов, Павел Кадочников, Никита Михалков, Анатолий Ромашин, Наталья Назарова, Ксения Минина, Сергей Никоненко, Сережа Гурьев.
Примечание:
[...]
Награды:
Гран-при «Большая Золотая раковина» МКФ в Сан-Себастьяне-77;
Премия «Золотая пластина» МКФ в Чикаго-78;
Гран-при Союза художников кино и телевидения Югославии МКФ лучших фильмов мира «ФЕСТ» в Белграде-78;
Премия «Давид ди Донателло» (удостоен Н.Михалков) за лучший иностранный фильм в итальянском прокате 1978 года;
Специальный приз жюри за высокое исполнительское мастерство (актер А.Калягин) МКФ в Картахене-77;
Лучший актер 1977 года (А.Калягин) по опросу журнала «Советский экран».
Другие названия:
«An Unfinished Piece for a Player Piano», «Etudok gepzongorara», «Keskenerainen savelma mekaaniselle pianolle», «Niedokonczony utwor na pianole», «Partition inachevee pour piano mecanique», «Partitura incompiuta per pianola meccanica», «Pieza inconclusa para piano mecanico», «Unfinished Piece for Mechanical Piano», «Unvollendete Partitur fur ein mechanisches Klavier», «Unvollendetes Stuck fur ein mechanisches Klavier»
Рейтинг:
91 |