Томми (1975)

Описание:

Рок-притча.
В 1969 году культовая британская группа The Who выпустила первую в своем роде рок-оперу «Томми». Лидер группы, гитарист и поэт Пит Тауншенд придумал сюжет о слепоглухонемом мальчике, которому суждено стать новым мессией, ибо люди, наделенные всеми традиционными чувствами, слишком заняты собой, чтобы постичь истинного Бога.

Инициированное «Битлз» увлечение индийским мистицизмом дало о себе знать. Спустя шесть лет Кен Рассел подкорректировал слишком извилистый сюжет, перевел его в визуальные формы и получил на выходе один из самых интересных мюзиклов десятилетия. Отделенный от мира непроницаемой стеной, Томми только и умеет, что играть в пинбол, шарики от которого напоминают ему о подшипниках, что собирала когда-то на заводе его мать.

В один прекрасный день несчастному ребенку является волшебник пинбола в исполнении Элтона Джона и благословляет его. Томми неуклонно идет вперед и становится рок-звездой международного масштаба. Примечательно, что все это происходит со слепоглухонемым человеком. Впрочем, и старый добрый рок в исполнении The Who звучит уже весьма иронично.


В ролях:

Оливер Рид, Энн-Маргрет, Роджер Долтри, Элтон Джон, Эрик Клэптон, John Entwistle, Кит Мун, Пол Николас, Джек Николсон, Роберт Пауэлл


Примечание:

Фильм Кена Рассела был одной из первых кино-рок-опер. В отличие от Нормана Джуисона, перенесшего на экран в ленте «Иисус Христос-суперзвезда» действие популярного бродвейского спектакля, английский режиссер предложил самостоятельную фантазию на основе звукового альбома группы The Who. Сочиненная композитором Питом Тауншендом рок-опера послужила отправной точкой, вдохновляющим началом для реализации «безумных» идей, видений, образов, типичных для «барочного» мышления Рассела. Помимо фантасмагории звука, мелодий, песен, цвета, броской кинематографической формы поражают неистощимая выдумка, изобретательность, феерический, иллюзионистский, галлюцинаторский талант режиссера, который опять рискует прослыть кичевым художником с дурным вкусом. Ряд сцен может шокировать своим «искусством парии», бесконтрольной, неудержимой свободой смешения всех стилей и жанров - от высоких до низких и даже низменных - своеобразной «мазней» (порой почти в буквальном смысле) на полотне киноэкрана.

И все-таки «Томми» входит в число лучших лент Кена Рассела, если, конечно, принять без оговорок предложенные правила игры. Главным достоинством фильма является то, что постановщик сумел передать эффектные, остающиеся в памяти образ и смысл рок-оперы, а не просто проиллюстрировал ее содержание красивыми кинокартинками. Он понял «Томми» не как простой сюжет о слепом, глухом и тупом парне, который однажды излечился и стал рок-знаменитостью, а в качестве метафорического повествования о судьбах молодежной субкультуры, ее истоках, увлечениях, разочарованиях и заблуждениях. Это - рок-портрет эпохи, того поколения, которое, родившись на исходе или после войны, вошло в жизнь в «бурные шестидесятые» с бунтарскими настроениями и намерением изменить мир. В этом смысле «Томми» предвосхищает появление «Стены», альбома группы «Пинк Флойд», и фильма «Пинк Флойд - Стена» Элана Паркера, а также «Квадрофении», следующей рок-оперы The Who и одноименной киноленты Фрэнка Роддэма. И даже необычный кинематографический язык «Томми» не помешал картине Кена Рассела намного лучше «Иисуса Христа-суперзвезды» (не говоря уже о фильме «Волосы» Милоша Формана) пройти в прокате. Даже появление «Эвиты» Элана Паркера в 1996 году не поколебало позиции «Томми» в качестве самой кассовой кино-рок-оперы.


Награды:

[...]


Другие названия:

«Tommy», «Tommy by 'The Who'», «Tommy: The Movie», «Who's Tommy, The»


Рейтинг:

%
 84