Страх съедает душу (1974)

Описание:

Первый (а вообще-то семнадцатый по счету) фильм 29-летнего Райнера Вернера Фассбиндера, который получил широкое международное признание и, в частности, премию ФИПРЕССИ на кинофестивале в Канне. Картина (ее буквальный перевод должен быть намеренно неграмотным - «Страх съесть душа») относится к среднему периоду его творчества, когда режиссер испытал тягу к социальной мелодраме, однако, лишенной бурных проявлений чувств в расчете на ответные экзальтированные переживания публики. Фассбиндер словно дистанцируется, по-брехтовски «отстраняется» от рассказываемой любовной истории, вскрывая глубинный пласт противоречий самой немецкой действительности, на фоне которой прослежена частная судьба героев.

Американские критики признали, что принцип мелодрамы «о романе мая с декабрем» немецкий постановщик позаимствовал у обожаемого им Дугласа (Детлефа) Серка, датчанина, который работал в кино в Германии и США. И вправду, между шестидесятилетней немкой Эмми и тридцатилетним арабом Али, «гастарбайтером», плохо говорящим по-немецки, нет абсолютно ничего общего, все противоречит и противостоит их любви и браку. Тем не менее и вопреки всему это случается. Но для Райнера Вернера Фассбиндера (кстати, с сарказмом играющего недовольного сына героини) гораздо интереснее, как в реакции на подобную странную связь обнаруживает себя немецкое бюргерское, филистерское сознание, раскрываются нравы обывателей города.

Заявка на эту тему была сделана им еще во второй ленте «Катцельмахер», снятой в 1969 году. А в фильме «Страх съедает душу» (вообще-то не очень характерна для режиссера явно метафорическая подсказка в названии, содержащем одно из ключевых для понимания его творчества слов - «страх») Фассбиндер острее и безжалостнее обнажает среду, питательную для возникновения шовинизма и фашизма. Бездушное и бездуховное существование тесно связано со страхом и является основой для любой диктатуры, которая готова уничтожить прежде всего тех, кто посмел хоть как-то, даже внезапной страстью к мужчине младше по возрасту и другого цвета кожи, выделиться из толпы. Эта картина по праву может быть отнесена к антитоталитарному направлению в творчестве немецкого режиссера, представленному не только произведениями о истории Германии.


В ролях:

Бриджитт Мира, El Hedi ben Salem, Барбара Валентин, Ирм Херманн, Элма Карлова, Анита Бучер, Gusti Kreissl, Дорис Маттес, Margit Symo, Katharina Herberg


Примечание:

[...]


Награды:

Приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля за 1974 год


Другие названия:

«Ali: Fear Eats the Soul», «Alle Turken hei?en Ali», «Angst essen Seele auf», «Angsten eter sjelen», «Fear Eats the Soul», «Fovos troei ta sothika, O», «Paura mangia l'anima, La», «Pelko jaytaa sielua», «Strach zzerac dusze», «Todos nos llamamos Ali», «Tous les autres s'appellent Ali»


Рейтинг:

%
 96