Ночной портье (1974)

Описание:

Экзистенциальная драма.
Несмотря на то, что прошло двадцать с лишним лет после выхода картины на экран, она по-прежнему вызывает яростные споры, крайне противоречивые оценки. Неоднозначен, провокационен сюжет о вновь вспыхнувшей страсти в Вене в 1957 году между ночным портье, в прошлом - нацистским офицером, и бывшей узницей концлагеря. Разумеется, сама тема должна была шокировать тех, кто прямолинейно, догматично воспринимает как искусство, так и реальность. В фильме Лилианы Кавани, безусловно, есть элементы скандальности, эпатажа, чрезмерного заострения исходной ситуации, повышенного внимания к садомазохистским комплексам. Всякий увлеченный спором в пылу словесных атак не всегда точно выбирает дипломатические выражения. Кавани тоже грешит издержками вкуса, слишком рьяно отстаивая свою позицию. Определенный перебор выразительных средств допущен ею, например, в ретроспективных сценах концлагеря. Что касается современных эпизодов, режиссер довольно впечатляюще раскрывает безысходную драму героев, охваченных преступной - для всех! - любовью. Они вынуждены бежать от действительности, пытаясь замкнуться, избавиться от неминуемой расплаты. Эта страсть обречена с самого начала и обрывается со смертью героев. Следует по-человечески почувствовать и понять безрассудное наваждение, сведшее их в результате в одном кругу смерти, очерченном мечущимися огнями прожекторов на ночном венском мосту.

Несправедливы упреки постановщику в том, что она создала произведение, оправдывающее зверства фашизма якобы патологической природой его приверженцев. Лишь тенденциозно настроенный зритель не заметит явную антифашистскую направленность ленты, в которой отнюдь нет антигуманных мотивов. Скорее Лилиана Кавани (в отличие от своего учителя Лукино Висконти, у которого, кстати, как бы позаимствованы из «Гибели богов» и Дерк Богард, и Шарлотт Рэмплинг) чересчур пацифистски, всепрощенчески смотрит на Историю, не находя в отдельных человеческих индивидуальностях ни правых, ни виноватых. Каждый человек имеет свое алиби, личное оправдание и не несет ответственности за преступления тоталитарного режима. Но никто не избавляет человека от суда собственной совести. Режиссер абсолютно права в том, что дает возможность героям самим «взойти на эшафот», искупить человеческую (не государственную) вину смертью, оправдать свою неурочную, запретную любовь. Для Кавани этот фильм стал вершиной в творчестве. Остальные ее картины уступают по художественным достоинствам и более аполитичны, а иногда даже спекулятивны, как, например, «Шкура» и «Берлинский роман».


В ролях:

Дирк Богард, Шарлотта Рэмплинг, Филипп Лерой, Габриэль Ферцетти, Джузеппе Аддоббати, Иза Миранда, Nino Bignamini, Марино Масе , Амедео Амодио, Пьеро Вида


Примечание:

[...]


Награды:

[...]


Другие названия:

«Gece bekcisi», «Nachtportier, Der», «Nattportieren», «Night Porter, The», «Porteiro da Noite, O», «Portero de noche», «Portero de noche, El», «Portier de nuit», «Portiere di notte, Il», «Thyroros tis nyhtas, O», «Un fameux renard», «Yoportieri»


Рейтинг:

%
 88