Описание:
Центральный фильм величайшего российского кинорежиссера второй половины XX века: до <Зеркала> Тарковский снял 3 полнометражных картины и после него 3. В сюжете фильма причудливо смешаны эпизоды разных периодов жизни героя - раннего детства, отрочества, зрелости. Из-за калейдоскопичности повествования критики порой называли фильм <осколками разбитого зеркала>. Режиссер говорил, что перепробовал 20 вариантов монтажа - <сработал> лишь 21-й вариант, тогда фильм начал выстраиваться, т. е. для Тарковского он целен. В первом же эпизоде становится известно, что из семьи ушел Отец; позже Алексей, герой ленты, сожалеет, что рос среди женщин, а умирая, с горечью бросает: <я хотел быть счастливым>. Цельность <Зеркала> предопределена мыслью о расколотости мира, в котором разрушена гармония мужского и женского начал, - герой, столкнувшийся с этим разломом, несчастен и трагичен. Главную мысль выражает не только содержание фильма, но и композиция, где перемежаются <мужские> эпизоды (приезд Отца с фронта) и чисто <женские> (работающей корректором Матери кажется, что она пропустила идеологически двусмысленную опечатку в какой-то публикации). Тарковский писал, что все сюжетные события картины - автобиографичны: каждое случилось с ним и родными. По словам режиссера, ему <хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о взаимоотношениях с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга>. Происходившее отражалось в герое, как в зеркале, но случалось с Автором, т. е. с самим Тарковским, потому Алексей - его двойник. В мировом кино много автобиографических фильмов (<Амаркорд> или <Интервью> Ф. Феллини, <Фанни и Александр> И. Бергмана). Их герои тоже служили зеркалами, запечатлевавшими в душах то, что пережили авторы лент. <Зеркало> уникально на фоне таких картин - благодаря глубине воплощенной тут мысли о дисгармонии мира. Лента вышла в глухую пору застоя, когда размышлять о мире следовало в соответствии с решениями ЦК КПСС и резолюциями партийных съездов. Тарковский в <Зеркале> и других картинах, как небо от земли, далек от подобных установок, потому фильм подвергся нападкам в официальной прессе, а в прокат был выпущен ограниченным тиражом (84 копии вместо обычных нескольких сотен). Режим, подавлявший Художника, отошел в прошлое, <Зеркало> же волнует зрительские души до сих пор и долго будет волновать.
В ролях:
Маргарита Терехова, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Игнат Данильцев, Олег Янковский, Алла Демидова, Лариса Тарковская, Юрий Назаров.
Примечание:
[...]
Награды:
[...]
Другие названия:
«Espejo, El», «Espelho, O», «Miroir, Le», «Mirror, The», «Peili», «Sarke», «Specchio, Lo», «Spegeln», «Spiegel, De», «Spiegel, Der», «Tukor», «White, White Day»
Рейтинг:
86 |