Убийство Троцкого (1971)

Описание:

Исторический фильм, приключенческий фильм.
От фильма с таким названием ждут «документального детектива», политического триллера или даже «мелодрамы об охотящихся и преследуемых» (Леонард Молтин). Но недостаток картины заключается отнюдь не в том, что она не оправдывает этих ожиданий. К сожалению, все эти жанры присутствуют в неровной, несостоявшейся по большому счету ленте, которая была задумана Джозефом Лоузи все же не из-за коммерческих, политических или еще каких-либо посторонних от искусства поводов. Не надо забывать о том, что фильм поставлен после официального признания творчества выдающегося режиссера на Каннском кинофестивале (главная премия для «Посредника») и перед принципиальным для Лоузи проектом экранизации «Жизни Галилея» Бертольда Брехта.

Мотив двойника и тема власти, диктата, проявляющегося на разных уровнях, от личных взаимоотношений до борьбы классов, что волновало режиссера в более авторских, философско-интеллектуальных работах, тем не менее курсивом намечены и в не таких сложных произведениях, которые использовали популярные жанровые структуры. Можно с очевидностью предположить, что противоречивая и в чем-то трагическая фигура Льва Троцкого занимала воображение художника мало или в меньшей степени, нежели странный и загадочный образ убийцы, Рамона Меркадера, который выступал под множеством других имен. Кем же он был на самом деле - фанатиком коммунистической идеи, подобно заблуждавшемуся мексиканскому живописцу Диего Ривере, который участвовал в предыдущем неудачном покушении на Троцкого? Хладнокровным исполнителем чужой воли или расчетливым политическим карьеристом, который не предусмотрел самое главное - возможность ареста на месте преступления, но все равно после выхода из тюрьмы получил свою звезду Героя Советского Союза? Обманутым человеком, втянутым в это грязное дело собственной матерью или искателем приключений, своего рода романтиком-террористом, прообразом современных «краснобригадовцев» или иных экстремистов-троцкистов (вот в чем ирония Истории!)? И т. д., и т. п.

Перечисление личин, масок, бесконечных отражений убийцы Троцкого может быть долгим. Решающим и, надо сказать, безошибочным (в отличие от неживого и неестественного Ричарда Бертона, переодетого и загримированного под Троцкого) был выбор на эту роль французского актера Алена Делона, которого Джозеф Лоузи давно мечтал занять в экранизации «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста. Единственное, из-за чего стоит непременно смотреть картину «Убийство Троцкого», - работа Делона, точно и филигранно выполнившего задание режиссера. Он - «сила и тайна фильма», давший жизнь «персонажу совершенно загадочному, настоящему агенту судьбы, иначе Сталина» (определение французского видеосправочника «Акай» очень верно, только упоминание имени Сталина явно излишне). Потому что герой Алена Делона - типичный «одинокий самурай», сиречь беспощадный наемный убийца, который оказывается воплощением рока, неминуемой расплаты.

Избранное им орудие убийства кажется странным, глупым (в солнцем опаленной Мексике-то!). Но ведь ледоруб - тот же топор, и будучи занесенным над главой Льва Троцкого, он знаменует вовсе не приведение в исполнение смертного приговора Сталина, а наказание самой Истории. Словно это - Страшный Суд для человека, причастного к запуску механизма тоталитарной власти и массового уничтожения. «И аз отмщение воздам...»


В ролях:

Ричард Бертон, Ален Делон, Роми Шнайдер, Валентина Кортезе, Энрико Мария Салерно, Луиджи Ваннуччи, Дуилио дель Прете, Жан Десайи, Симона Валер, Карлос Миранда


Примечание:

[...]


Награды:

[...]


Другие названия:

«Asesinato de Trotsky, El», «Assassinat de Trotsky, L'», «Assassination of Trotsky, The», «Assassinato de Trotsky, O», «Assassinio di Trotsky, L'», «Dolofonia tou Trotsky, I», «Ermordung Trotzkis, Die», «Life of Leon Trotsky», «Madchen und der Morder - Die Ermordung Trotzkis, Das», «Meksika'da cinayet», «Mordet pa Trotskij», «Mordet pa Trotsky», «Trotskin salamurha», «Ледоруб»


Рейтинг:

%
 72