Свинарник (1969)

Описание:

Философская драма с историческими и сатирическими мотивами.

Одна из самых мрачных лент в творчестве Пьера Паоло Пазолини и в определенном смысле декларативная картина, особенно в современной части, развенчивающей крупную немецкую буржуазию. Жюльен, сын богатого промышленника Клотца из Рура, испытывает пагубную, патологическую страсть к свиньям, оказавшись в конце концов съеденным ими. В исторической новелле, перемежающейся с сегодняшней, представлена сознательно неопределенная эпоха - от первобытных времен до средних веков, одним словом, древняя, как бы доцивилизованная. Молодой изгой, живущий в пустыне, является каннибалом (первой жертвой был его отец), пока сам не становится добычей то ли волков, то ли диких собак. По мысли Пазолини, современное вырождающееся общество, которое подошло к краю бездны, похоже на свинарник, является порочным и животным по своей сути, мало чем отличается от каннибальских племен, находящихся на примитивной стадии развития. Отщепенец-зверь, который обращает свою ненависть против других людей, пожирая их, выглядит даже предпочтительнее интеллектуала-буржуа, предающегося скотоложеству.

Любопытен выбор актеров в этом фильме, в котором (наряду с другими работами того периода - "Теорема", "Медея") режиссер временно отказался от сотрудничества с непрофессиональными исполнителями. Каннибала играет француз Пьер Клементи, который сразу вызывает в памяти своих безумных ниспровергателей морали из лент "Дневная красавица" и "Партнер". На роль студента-извращенца неожиданно приглашен тоже французский актер Жан-Пьер Лео, лирический герой у Франсуа Трюффо, иронический интеллектуал у Жан-Люка Годара. Оба они оказываются словно двойниками или "партнерами", как у Бернардо Бертолуччи, выражая два лика бесплодного молодежного бунта, недавней революции "мая 68-го". И экстремист, и "гнилой интеллигент" так или иначе должны погибнуть, будто по обряду жертвоприношения. А останутся в живых сытые господа (один из которых - бывший нацист Хердхитце, конкурент Клотца), ведущие пространные философско-политические беседы. Их роли исполняют Уго Тоньяцци и немало снимавший его в собственных картинах режиссер Марко Феррери, которые колоритно и со смаком воплощают самцов из отряда приматов, в трактовке Пазолини - настоящих свиней, бесовское отродье. Кстати, по христианской символике, стадо свиней (тут - "свинарник") является прибежищем изгнанного из людей дьявола.

"Свинарник" снят вслед за "Теоремой" и, кажется, ставит под сомнение, что ее герой был посланником Бога, а не Сатаны. Последующие произведения Пьера Паоло Пазолини - "Медея" и "трилогия жизни" - вроде бы уводят в сторону от тревожных вопросов, но в посмертном фильме "Сало, или 120 дней Содома" вновь возникнет тема фашизма как свинарника, дьявольского Содома.


В ролях:

Пьер Клементи, Жан-Пьерр Лео, Альберто Лионнелло, Уго Тоньяцци, Anne Wiazemsky, Маргарита Лозаньо, Марко Феррери, Франко Читти, Нинетто Даволи, Луиджи Барбини


Примечание:

[...]


Награды:

[...]


Другие названия:

«Chiquero, El», «Pigpen», «Pigsty», «Pocilga», «Porcherie», «Porcile», «Schweinestall, Der», «Sikolatti»


Рейтинг:

%
 70