Гибель богов (1969)

Описание:

Трагическая фреска выдающегося итальянского режиссера Лукино Висконти, имеющая ницшеанско-вагнеровское название (а по-английски - "Проклятые"), ближе по духу к шекспировскому накалу страстей и мощи художественного темперамента опер его любимого композитора - Джузеппе Верди. Эта картина оказалась одной из первых и лучших (наряду с "Конформистом" более молодого коллеги и соотечественника Бернардо Бертолуччи) в целом направлении антифашистских произведений на рубеже 60-х и 70-х годов. Ситуация краха прежнего мира, "сумерек богов", прихода к власти фашистской диктатуры увидена с точки зрения семейной драмы, когда происходит распад и вырождение империи фон Эссенбеков, владельцев сталелитейных заводов (косвенно имеется в виду могущественное семейство Круппов, поддержавших Гитлера).

Драматические изломы в судьбе наследников, а также претендующих на власть родственников и приближенных умершего барона Иоахима фон Эссенбека поняты, как всегда у Висконти, в качестве частного, но закономерного проявления исторических катаклизмов. Крушение семейного уклада, разрыв скреплявших ранее уз, разложение моральных норм, падение прогнивших изнутри идеалов - "распавшаяся связь времен", гибель извечных мифов, архетипов, человеческих ценностей...

По трактовке режиссера, эта пустота, где "бог умер", является условием зарождения идеологии сверхчеловека, оправдывающего своим предназначением и высшей целью вседозволенность средств. От пренебрежения моральными принципами, нравственными законами - до массового террора, дабы воплотить идею о "чистоте расы", до кровопролитных войн ради достижения мирового господства. Деградация Мартина фон Эссенбека, "белокурой бестии", обладающего собственными патологическими комплексами и искушаемого дьяволом в облике эсэсовского офицера фон Ашенбаха, не случайно метафорически сопоставлена с историческими событиями. От поджога рейхстага и "ночи длинных ночей" совсем недалеко до мюнхенского сговора, "аншлюса" и сентябрьского вторжения в Польшу. Наши критики упрекали Лукино Висконти за якобы психопатологическое объяснение природы фашизма. На самом деле, он великолепно доказал, что слом в общественном сознании, конечно, детерминированном социальными отношениями, экономическими условиями, борьбой за власть. Но это начинается все же с малого - с подтачивания изнутри мира семьи и отдельного человека. По сути, каждый фильм Висконти - это "семейный портрет в интерьере", но на фоне Истории. Он получил медаль за режиссуру на фестивале в Венеции в 1970 году.


В ролях:

Дирк Богард, Ингрид Тулин, Гельмут Грием, Хельмут Бергер, Рено Верли, Умберто Орсини, Рейнхард Коллдехофф, Albrecht Schoenhals, Флоринда Болкан, Нора Риччи


Примечание:

[...]


Награды:

[...]


Другие названия:

«Caduta degli Dei, La», «Caida de los dioses, La», «Damned (Gotterdammerung), The», «Damned, The», «Damnes, Les», «Deuses Malditos, Os», «Elatkozottak», «Kadotetut», «Kataramenoi, Oi», «Lanetliler», «Malditos, Os», «Verdammten, Die», «Zmierzch bogow»


Рейтинг:

%
 91