Беспечный ездок (1969)

Описание:

Баллада в стиле роуд-муви.
Возможно, правы авторы "Видео Муви Гайд", заметившие, что "время не было добрым по отношению к фильму 1969 года". Тем, кто сейчас увидит его впервые, многое покажется очень знакомым по другим лентам.

Все дело в том, что беспрецедентный успех малобюджетной (всего в $400 тысяч) "маргинальной" картины класса В в стиле Роджера Кормена, учителя трех главных исполнителей, в том числе и режиссера "Беспечного ездока", породил немалое количество подражаний и подделок. Но и теперь, даже не признавая за фильмом Денниса Хоппера слишком высоких художественных достоинств, многие критики однозначно называют его этапным, ключевым для кинематографа конца 60-х годов.

Французский видеосправочник "Акай" скуп на баллы, но поместив "Беспечный ездок" в раздел (ни более ни менее!) "Великая классика", характеризует эту ленту как "фильм-маяк", служащий ориентиром в творчестве других режиссеров. Говоря об американском кино, невозможно пройти мимо картины, в которой были выражены в концентрированной, сгущенной форме короткой "кинорокбаллады", кажется, все бунтарские настроения шестидесятых годов. Впервые на экране поэтизировалась "беспечная жизнь" рокеров-хиппи, несущихся на своих мотоциклах по бесконечным дорогам бескрайней Америки - из Калифорнии в Новый Орлеан - в поисках извечной "американской мечты".

Выброшенные на обочину "блудные сыновья" пытаются обрести призрачную надежду, иллюзию о "настоящей Америке". А мещанская, обывательская, нетерпимая ко всему, что непохоже на другое, выделяется, сомневается, тем более протестует, эта консервативная, как всегда, американская южная "глубинка" расправляется с ними привычными методами "ку-клукс-клана" и "суда Линча". Разница только в том, что ныне гнев обращен не против одних чернокожих, а и против белых, но волосатых, едущих на мотоциклах. Впрочем, не устраивает и тихий пьяница-бродяга, бывший адвокат, порвавший со своей средой - отличная роль, впервые прославившая Джека Николсона.

Фильм "Беспечный ездок" - именно кинорокбаллада. В него щедро включена рок-музыка 60-х годов, ставшая "отдушиной" и молитвой для умов и чаяний молодежи тех лет, превратившаяся в кардиограмму ее состояния. А яркая кинематографическая форма способствует созданию легенды о последних бунтарях Америки. Оригинально примененная оператором Ласло Ковачем съемка против солнца, с бликами света, падающего в камеру и расходящегося по кадру цветовой радугой, сегодня - уже штамп, банальный прием. Необычным для ленты такого рода является использование вроде бы интеллектуальных "флэшфорвардсов", кадров, которые опережают действие и предсказывают события на несколько мгновений вперед. Картина-гимн молодежной субкультуры "бурных шестидесятых" одновременно по настрою оказалась пророчески "последним фильмом" (так, кстати, называлась следующая работа Хоппера в качестве постановщика), знаменующим "закат" целой эпохи "беспечных и прекрасных грез о свободе". Ленты 70-х годов (от "Последнего киносеанса" до "Последнего наряда" и "Опустошенных землей") более трезвы и горьки, но вряд ли они появились бы без влияния "Беспечного ездока" с его предсмертной романтикой. Эта картина была отмечена премией за дебют в Канне, между прочим, на первом проведенном фестивале после бунтарского "мая 1968 года".


В ролях:

Питер Фонда, Дэннис Хоппер, Антонио Мендоза, Фил Спектор, Mac Mashourian, Уоррен Финнерти, Tita Colorado, Люк Аскью, Луана Андерс, Сабрина Шарф


Примечание:

[...]


Награды:

[...]


Другие названия:

«Adam B'Eekvot Goralo», «Bezstarostna jizda», «Busco mi camino», «Easy Rider», «Easy Rider - matkalla», «Easy rider. Buscando mi destino», «Goli u sedlu», «Loners, The», «Muretu rannumees», «Sem Destino», «Swobodny jezdziec», «Szelid motorosok», «Xenoiastos kavallaris»


Рейтинг:

%
 88