Описание:
Из багажа у молодой сицилианки Ассунты Патане - один пистолет. Пышноусый и блудливый Винченцо Макалузо похитил ее, обесчестил и сбежал. Лишенная братьев, которые бы убили его, Ассунта под напутствия деревни покидает берега родной Сицилии, чтобы собственноручно свершить кровную месть. Путь мстительнице предстоит неблизкий - след ведет в Лондон...
В ролях:
Моника Витти, Стэнли Бэйкер, Карло Гуфрэ, Корин Рэдгрейв, Энтони Бут, Альдо Пульзи, Тиберио Мурджа, Доминик Аллан, Дебора Стэнфорд, Катрин Феллер
Примечание:
Режиссер Моничелли стоял у истоков итальянской кинокомедии. После войны он строчил сценарии для бесчисленных приключений комика Тото («Тото и женщины», «Тото ищет квартиру», «Тото в цвете» и т.д.), а в 1958-м создал фильм «Злоумышленники остались неизвестны», который не только стал первой и эталонной апеннинской мошеннической комедией (не так давно Джордж Клуни, обожавший ее с детства, создал американский ремейк «Добро пожаловать в Коллинвуд»), но и раскрыл записных клоунов в дотоле лирических героях Марчелло Мастроянни и Витторио Гассмане, а также наградил звездным статусом Клаудию Кардинале. С тех пор он занимает ту же нишу, что у нас Эльдар Рязанов: безотказный поставщик всенародно любимых комедий, иногда с нажимом на гротеск («Мужчины-проказники», 1982), чаще - на сатиру («Народный роман», 1974), но неизменно - лирических.
У каждого комедиографа есть свой пик, «фильм о чем-то большем», и у Моничелли это - «Ассунта». Басенка о соблазненной и покинутой превратилась в метафору общераспространенного эволюционного процесса: как незаметно оплеуха первой любви, определяющая метания юности, заживает под спокойными ласками зрелых отношений на заново обретенном собственном месте под солнцем во Вселенной, удаленной на тысячи световых лет от мира давнего возлюбленного (вспомним прустовское «И я потратил два года своей жизни на женщину, которая была даже не в моем вкусе»). Конечно, это было бы невозможно без гения оператора Карло Ди Пальмы, создавшего контраст базарной цветовой многоголосицы сицилийских эпизодов с марихуанной шелкографией Лондона-68, где происходит основное действие. За два годы до «Ассунты» Ди Пальма в «Блоу-ап» создал идеальное киноотражение Лондона эпохи «Битлз» и мини-юбок в лизергиновом зрачке камеры; в «Ассунте» он адаптировал для комедии найденную технику съемки недопроявленной английской столицы, укутанной в туманы бесчисленных фильтров. Салатовым оттискам деревьев на бледно-голубом ситце обоев неба в «Блоу-ап» здесь он предпочел тепло-желтый уют электрического света в вечерних окнах домов, витринах ресторанов, портовых маяках, отогревающий темно-синюю бездну кадра. Шаг за шагом (сперва - отталкивающе ледяной), Лондон постепенно открывает для Ассунты иные грани - обжитого, свободного и спокойного города, не чета ее Сицилии, этакому живущему по понятиям солнечному ГУЛАГу; он, увиденный сквозь призму Ди Пальмы, заставляет ее все больше думать: «А не лучше ли остаться, раствориться в нем?» В фильме схвачено то романтическое состояние, в котором переселенец с Юга обживает иную европейскую столицу: процесс миграции, который сегодня достиг своего пика, начался как раз в годы «Ассунты». Может, именно этот момент побудил Американскую киноакадемию, всегда чуткую к социально-политическому акценту, выдвинуть эту как будто несмышленую комедию в пятерку номинантов на «Оскар» - хоть она в итоге и проиграла тяжелой артиллерии бондарчуковской «Войны и мира».
Своим комедийным и даже вокальным (Ассунта поет немудреную песенку на стойке бара) дебютом Моника Витти, собравшая за роль урожай наград, в том числе приз Сан-Себастьянского кинофестиваля, обязана опять-таки Ди Пальме. За 4 года до «Ассунты» он снимал ее в антониевской «Красной пустыне»: «Я ни с кем так не хохотал, причем с утра до вечера, как с Витти и Антониони, и часто потом задавал себе вопрос: что ж в кино-то она все время как отмороженная? Поэтому когда Моничелли потребовалась бойкая и известная артистка на роль Асунты, я предложил ему попробовать Витти». Так началась карьера Витти - комедиантки, телеведущей и заправилы тамошних «Голубых огоньков», уступавшей по части обожания телезрителями только одной Рафаэлле Карре. Многие лучшие веселые кинороли Витти связаны опять-таки с Ди Пальмой, стоявшим по ту сторону объектива: он снимал ее любовно, как положено влюбленному мужчине - они прожили вместе десять лет.
Сегодня Ди Пальма рекрутирован Вуди Алленом, Витти - такое же достояние итальянского народного фольклора, как у нас пани Моника, а кадр, где Ассунта в матроновом черном парике и развевающихся одеждах прицеливается с колена на пирсе, навсегда остался эталоном для всех модных фотографов, снимающих девушек вроде Моники Беллуччи. Увы, недостижимым.
Награды:
Номинация на "Оскара" как лучший иностранный фильм. Моника Витти получила награду как лучшая актриса на МКФ в Сан-Себастьяне.
Другие названия:
«Dziewczyna z pistoletem», «Fille au pistolet, La», «Girl with a Pistol», «Mit Pistolen fangt man keine Manner», «Ragazza con la pistola, La», «Siciliana, La», «Tabancali yosma», «Не промахнись, Ассунта!», «Не промахнись, Асунта!»
Рейтинг:
90 |