Теорема (1968)

Описание:

Философская драма.
Таинственный незнакомец входит на неопределенное время в богатую миланскую семью. Он напоминает и ангела, и дьявола, его визит производит на всех членов семьи - отца, мать, сына, дочь и даже служанку - сильнейшее сексуальное впечатление, меняющее их жизни. Сначала на него "западает" совсем непривлекательная служанка Амилия, и он снисходит до нее, разбив простое крестьянское сердце. Ей одной удалось пережить расставание с незнакомцем. Затем он дарит однополую любовь сыну, юному, начинающему художнику, также оставив в его душе и жизни неизгладимый след. Дочь была настолько сражена дарами его любви, что после его отъезда впала в состояние наподобие паралича. Жена осознала никчемность своего существования и стала шататься по улицам, снимая первых попавшихся любовников, а отец - с ним единственным секс как таковой остался за кадром - дошел до того, что отдал фабрику рабочим, сам разделся на вокзале догола и голым пошел по голой пустыне. Все происходящее перемежается цитатами из Писания.


В ролях:

Сильвана Мангано, Теренс Стэмп, Массимо Джиротти, Anne Wiazemsky, Лаура Бетти, Andres Jose Cruz Soublette, Нинетто Даволи, Карло Де Мейо, Adele Cambria, Луиджи Барбини


Примечание:

Возможно, одна из самых противоречивых картин в истории мирового кино. Она вызвала взаимоисключающие трактовки, нападки на режиссера слева и справа, расколола представителей Ватикана на два лагеря: одни вручили Пьеру Паоло Пазолини премию экуменического жюри, другие требовали очередного процесса над кинематографистом-богохульником. В среде критиков тоже был разброд - фильм называли то шедевром, то мистификацией. Он является символической, метафизической притчей. При всей простоте сюжета и притчевой заданности характеров героев смысл не прямолинеен, а наоборот - многозначен, иногда даже не читается, остается зашифрованными. В самом названии подчеркнуто, что каждый из зрителей должен приложить немалое усилие, чтобы доказать предложенную теорему.

Лента четко делится на две половины, что связано с приездом и отъездом главного героя - чужестранца, образ которого загадочен, амбивалентен. Под внешностью ангела, вероятнее всего, скрывается дьявол во плоти. Всех членов семьи крупного промышленника из Милана охватывает странная, порой противоестественная страсть к этому незнакомцу. Она переживается как нечто фатальное, неизбежное - и вместе с тем желанное, мечтаемое. Это - порок, наваждение, болезнь. И в то же время - радость, счастье. Когда герой уезжает, никто не в силах пережить эту потерю.

Для Пазолини образ чужестранца (даже если не считать его дьяволом) - словно осуществленная метафора тайных пороков и страстей благопристойных буржуа. Нужен был толчок, катализатор, позволяющий начать реакцию. Необходима лишь критическая масса, чтобы произошел цепной распад. Когда появляется незнакомец, семья уже морально готова к деградации, а ее глава отказался от управления фабрикой и вообще намеревается ее разрушить. Это общество, по мысли режиссера, обречено на неминуемую гибель, не в состоянии больше существовать. И явление "дьявола-ангела" - это знамение, предостережение. Но абсолютно не случайно, что Пьер Паоло Пазолини оставляет возможность для возрождения, возвращения к жизни, воскрешения лишь служанке Эмилии, бывшей крестьянке, пытающейся в религиозном экстазе, в покаянии, в милосердии к нищим и исцелении больных искупить свой "грех". Новая жизнь может быть уготовлена также простым крестьянам из ее родной деревни (среди них - и мать самого Пазолини), забавному Анджелино - не Ангелу, а всего лишь ангелочку, похожему на деревенского блаженного, юродивого, устами которого глаголет истина. Именно он, как "ангел смерти", приносит весть о прибытии чужестранца. А его следующее "благовещение" определит время исчезновения "дьявола", сделавшего свое дело, выполнившего предназначенную роль.

Теорема доказана - остается только применить ее на практике, при решении задачи. Категоричность идей Пазолини, верившего в конце 60-х годов (почти как более молодые "контестаторы", бунтари 68-го года) в скорое уничтожение не принимаемой им системы, не оправдалась. Но художественная неоднозначность воссоздаваемого режиссером мира позволяет отнестись к этой картине как к одной из лучших в его творчестве.


Награды:

На фестивале в Венеции премию за роль получила актриса Лаура Бетти, сыгравшая служанку Эмилию.
Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации "Лучшая актерская работа" за 1968 год


Другие названия:

«Teorema», «Teorema - Geometrie der Liebe», «Theorem», «Theoreme»


Рейтинг:

%
 71