Невеста была в чёрном (1968)

Описание:

"Невеста была в черном" - дань почести "маэстро саспенса", самое "хичкоковское" произведение французского режиссера Франсуа Трюффо, совсем не ученическое подражание, а талантливая, блестящая вариация на темы, стилевые особенности и кинематографические открытия Альфреда Хичкока. Например, в музыке жанр фантазии или вариации - вполне заслуженный и высокохудожественный пример творческого переложения одним композитором мотивов и мелодий другого. Кстати, и лента Трюффо выстроена как музыкальная пьеса, некое сочинение для виолончели с оркестром. И одна из блистательнейших сцен, разыгранная, будто по нотам, происходит во время концерта в театре (между прочим, в этом тоже есть отсылка к Хичкоку, например, к двум версиям его фильма "Человек, который слишком много знал").

Картина поставлена по произведению Уильяма Айриша, которого тоже экранизировал выдающийся англо-американский режиссер ("Окно во двор"). Главная героиня, таинственная женщина Жюли, по очереди расправляющаяся с пятью мужчинами, один из которых мог убить ее мужа во время выхода из церкви после брачной церемонии, является и жертвой, и преступницей. Сочетание невинности и виновности в одной персоне подчеркнуто уже в названии: "Невеста была в черном". Противопоставление белого и черного, как разных цветов и различных сторон человеческой натуры, присутствует на всем протяжении действия. В качестве замечательного примера можно привести кадр с белым газовым шарфом бывшей невесты, который долго летает в воздухе над городом после совершения ею очередного убийства на смотровой площадке (здесь содержится намек на хичкоковское "Головокружение").

Нет необходимости детально разбирать: где и как Франсуа Трюффо вставляет перекликающиеся с творчеством мастера страха и черного юмора сцены. Важнее, что французскому режиссеру удается передать и его манеру специфически и в совершенно неожиданных местах подшучивать над предположениями зрителей. Отдельная тема - соотношение фильма Трюффо с его собственными работами, безусловная рифмовка с другими опытами в криминальном жанре ("Стреляйте в пианиста", "Сирена с "Миссисипи", вновь по Айришу, "Скорей бы воскресенье!", в нашем кинопрокате - "Веселенькое воскресенье"). В то же время он иронически перефразирует свои излюбленные мотивы и навязчивые идеи, воплощенные в более личных произведениях. В частности, появление Жанны Моро в роли Жюли - явная отсылка к образу Катрин из ленты "Жюль и Джим", где в финале, сидя рядом с Джимом, она направляла машину вниз с разрушенного моста.

Героини Франсуа Трюффо, даже такие "роковые", по высшему счету правы, более того - невинны, потому что в их самых непредсказуемых и вовсе недобродетельных поступках все равно виноваты мужчины, которые не нашли "мирного исхода" из запутанных ситуаций.


В ролях:

Жанна Моро, Мишель Буке, Жан-Клод Бриали, Шарль Деннер, Клод Риш, Майкл Лонсдэйл, Даниэль Буланже, Александра Стюарт, Sylvine Delannoy, Luce Fabiole


Примечание:

[...]


Награды:

[...]


Другие названия:

«Braut trug schwarz, Die», «Bride Wore Black, The», «Brud i sort», «Bruden bar svart», «Bruden var i sort», «Bruid droeg zwart, De», «Mariee etait en noir, La», «Menyasszony feketeben volt, A», «Mireasa era in negru», «Morsian pukeutui mustaan», «Nevesta bola v ciernom», «Nevesta byla v cernem», «Noiva Estava de Luto, A», «Noiva Estava de Preto, A», «Novia vestia de negro, La», «Nyfi forouse mavra, I», «Panna mloda w zalobie», «Siyah gelinlik», «Sposa in nero, La»


Рейтинг:

%
 82