Описание:
Экзистенциальный гангстерский фильм.
"Нет более глубокого одиночества, чем у самурая, кроме, может быть, одиночества тигра в джунглях". Этот завет из бусидо, кодекса чести японских самураев, предпослан ленте в качестве эпиграфа, который выражает философскую мысль, наверно, самой великой и самой трагической гангстерской картины если не во всем мировом кино, то, безусловно, во французском.
Наемный убийца Джеф Костелло должен убить за соответствующее вознаграждение некоего посетителя ночного бара. И хотя Джеф находится "под колпаком" у полиции и знает, что идет на верную смерть, он все-таки намерен исполнить заключенный контракт.
На основе такого простейшего, банальнейшего сюжета, многократно использованного в литературе и кино, Жан-Пьер Мельвиль создал подлинную сагу об экзистенциальном, тотальном одиночестве человека посреди ночного города. Его герой - как падший ангел с холодной, обжигающе ледяной красотой (не случайно в прокате ФРГ фильм имел название "Холодный ангел"). Невозмутимый и беспрекословный ангел-истребитель, исполнитель чужой воли, но вместе с тем самоотверженно кладущий свою жизнь на алтарь, приносящий себя в жертву "сын Божий", который обретет покой и духовную благодать уже в трансцендентном мире, за пределами бытия.
Знаменательно, как творчески переосмыслены режиссером типичные американские гангстерские ленты - в качестве примера критики упоминали картину 1942 года "Пистолет для наемного убийцы" Фрэнка Таттла с участием Элана Лэдда. Но сюжет внедрен в форму и конструкцию французского "поляра", а точнее, криминальной драмы об изначально предначертанном поединке человека с системой власти, аппаратом подавления и подчинения, с неким роком, неумолимо висящим над головой, словно нож гильотины (прежде всего приходят на ум произведения Анри-Жоржа Клузо). И все представлено будто в виде своеобразной медитации самурая перед совершением харакири, когда он мысленно проникает в небесные сферы, в астральный космос, где ждет вечное блаженство после смерти.
Мельвилевский наемный убийца действительно может быть воспринят и как провозвестник Апокалипсиса, Страшного Суда, где он сам должен будет предстать перед Высшим Судией и получить сполна за свои прегрешения и преступления. Гангстер Алена Делона (одна из самых лучших, точнейших, искуснейших работ, которая выражает двойственную сущность актера, разрываемого между страстью к наживе и высоким предназначением) словно заранее знает день собственной смерти и последующую судьбу. С дьявольским блеском в печально серо-голубых глазах, заученным жестом чуть поправив шляпу перед зеркалом, он отправляется на обычное убийство, которое, вероятно, следует приравнивать к библейскому проступку Каина. Что его ждет - тоска над бездной, как у Байрона, или вечное умиротворение утолившего свое одиночество самурая?!
В ролях:
Ален Делон, Франсуа Перье, Натали Делон, Кати Розье, Жак Лерой, Мишель Буарон, Robert Favart, Жан-Пьер Позье, Катрин Джордан, Roger Fradet
Примечание:
[...]
Награды:
[...]
Другие названия:
«Ajojahti», «Eiskalte Engel, Der», «Ekspert i drab», «Frank Costello, faccia d'angelo», «Godson, The», «Kiralik katil», «Oficio de Matar, O», «Samurai, O», «Samuraj», «Samuraj killer», «Silencio de un hombre, El», «Szamuraj, A»
Рейтинг:
92 |