Комиссар (1967)

Описание:

Героико-романтическая драма по мотивам рассказа Василия Гроссмана "В городе Бердичеве".

"Комиссар" - первый и пока единственный фильм режиссера А. Аскольдова. Поставленный в 1967 году, он вышел на экраны страны только через двадцать лет, поскольку был запрещен по обвинению в "идеологической диверсии".

... Еврейское местечко занимают красные воины. Комиссар отряда Клавдия Вавилова (Н. Мордюкова) удручена невозможностью "извести" собственного будущего ребенка, зачатого от погибшего в битвах Революции бравого соратника Вавиловой (О. Коберидзе). Решено рожать. Местом родов выбирает хибару жестянщика Ефима Магазанника (Р. Быков), живущего здесь с матерью (Л. Волынская), красавицей супругой Марией (Р. Недашковская) и кучей детишек. Поначалу маленький еврей сопротивляется по возможности, но скоро смиряется и вместе с остальными членами семьи содействует появлению на свет новой жизни. Вскоре после появления ребенка местечко занимают белые. Вавилова, не успев в полном смысле стать матерью, оставляет ребенка и бросается в пекло классовых схваток. Так семья Магазанников пополняется шестым дитятей, но теперь уже русским. А революционные бои продолжаются, грозя гибелью не только боевому комиссару Вавиловой, но и всему мирному еврейскому семейству...

Итак, с одной стороны, - родовое призвание человека любить, рожать, заботиться о семействе в повседневных трудах, а с другой, - огонь и бури социально-исторических катаклизмов, в горниле которых таким ничтожным кажется человек со всеми своими будничными заботами. В фильме этот человек - еврей Магазанник вместе со своим семейством. Его жалость кажется еще более незащищенной из-за пресловутой национальной принадлежности, обрекающей Ефима на гонения и погибель. Об этом напоминает зрителю траурное видение печальной процессии евреев, молодых и старых, малых и больших, украшенных мишенями шестиконечных звезд. Они идут, понурив головы, а впереди - ворота концлагеря. Среди них и Клавдия Вавилова в черном платке и с младенцем на руках. Сигнал из будущего - общечеловеческая трагедия и боль.

Между тем несмотря на всю хрупкость своего существования Ефим каждое новое утро жизни встречает с почти анекдотическим непобедимым оптимизмом. Эта еврейская семья несет в себе качество удивительной устойчивости и почти фантастической неуничтожимости среди жизненных бурь. В какой-то миг становится ясно, что в них как бы сосредоточена вся жизненная энергия бытия. Жить - их призвание. И этой своей энергией они не только заражают Вавилову, жертвенно сориентированную на кровавый Интернационал, но и помогают ей выдюжить великий акт деторождения и одновременного самовоскрешения в ипостаси Матери. И действительно, чеканная и тяжелая красота Нонны Мордюковой после родов воспринимается здесь чуть ли не как одухотворенная красота Богоматери, образ которой возникал еще в начале картины.

Философско-этический пафос сюжета потребовал метафорической его сосредоточенности. Трудные роды Клавдии Вавиловой рифмуются в фильме с изображением высохшей, истасканной земли, уже не способной не только плодоносить, но и напоить измученных схваткой бойцов. Как раз среди этих жгучих песчаных зыбей забранные, как в латы, в кожаные куртки обмениваются почти призрачным поцелуем Клавдия и ее возлюбленный.

Революция - катаклизм, несущий угрозу естественной в своем повседневном течении жизни, ее основам. Междоусобные распри иссушают самой природой назначенную плодоносить натуру Вавиловой, лишают ее существо естественного развития. "Мелочь" быта возвышается в картине по бытийной значимости, от чего и сочетается в сюжете поэтика резких метафорических взрывов, напоминая нам о темпераментном кино С. Урусевского, и наблюдение жизни в ее прозаических подробностях

Фильм Аскольдова демонстративно человечен. Создатели сочувствующе внимательны к правде комиссара Вавиловой, говорящей об Интернационале, замешанном на рабочей крови, но им все же ближе правда Ефима Магазанника, проповедующего добрый Интернационал.


В ролях:

Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Раиса Недашковская, Людмила Волынская, Василий Шукшин, Люба Кац, Павлик Левин, Дима Клейман, Марта Браткова, Игорь Фишман, Сергей Никоненко, Отар Коберидзе, Леонид Реутов, Виктор Шахов.


Примечание:

История невыхода картины, сломавшей судьбу режиссера, драматична.

После обсуждения на худсовете студии и массы замечаний режиссер все рекомендации учел, но картина не прошла высокие этажи инстанций. Народный суд Бабушкинского района Москвы, несмотря на показания свидетелей (Н.Мордюковой и Р.Быкова) в пользу "подсудимого", постановил - считать режиссера Аскольдова профнепригодным. Далее последовало увольнение, исключение из партии и, по настойчивому желанию секретаря Московского горкома партии тов. Гришина, выселение из Москвы за тунеядство.

Фильм снят с полки через двадцать лет во время МКФ в Москве (1987) и показан на ПРОКе. В прокат вышел - в 1988 году, и с этого года прокатывался за рубежом (в числе десятка отечественных фильмов был фаворитом международного кинорынка при МКФ в Москве-89, хотя к августу 1989 года в Западной Германии его уже посмотрели 1 млн. 600 тыс. зрителей).


Награды:

Специальный приз жюри "Серебряный медведь", приз ФИПРЕССИ, приз жюри международной католической организации кинематографических и аудивизуальных средств информации (ОСИК), приз имени Отто Дибелиуса международного евангелического жюри МКФ в Западном Берлине-88;
Специальный приз жюри МКФ в Генте-88 (Бельгия);
Гран-при МКФ в Кемпере-88 (Франция);
Призы Киноакадемии "Ника-88" оператору (В.Гинзбург), композитору (А.Шнитке), актеру (Р.Быков), за роль второго плана (Р.Недашковская);


Другие названия:

«Comisaria, La», «Comissaria, A», «Commissaire, La», «Commissar, The», «Komissaari», «Kommissarin, Die»


Рейтинг:

%
 96