Персона (1966)

Описание:

Философская драма.
Одна из лучших и ключевых картин в творчестве Ингмара Бергмана. В ней в сжатой, концентрированной, лаконичной форме выражен весь комплекс идей, внутренних переживаний, навязчивых желаний художника, испытывающего боль и радость собственного существования, враждебность и гармонию окружающего мира. Фильм кажется невероятно загадочным, зашифрованным, усложненным, многозначным, непостижимым.. И одновременно - классически (почти классицистски, согласно "единству места, времени и действия") простым, ясным, строгим до полнейшего самоограничения, законченным по мысли и форме произведением.

В "Персоне" Бергманом отражен период трагического ощущения разрыва между видимым и истинным. Бог или истина видятся лишь "гадательно, сквозь тусклое стекло, как в зеркале, а не лицом к лицу". Герои не способны найти высший смысл, услышать "голос Бога", потому что за явлениями жизни не прозревают ее сущности, не замечают Лица. В "Персоне" истинное как бы поглощается видимым. Личина скрывает лицо. Элизабет Фоглер "растворяет" в себе Альму. Но без души человек ничего не может постичь. Если Элизабет (маска) весь фильм молчала, то Альма (душа) исповедывалась. В конце ленты Элизабет отказывается от молчания, но произносит всего лишь одно слово "ничего". А подавленная ею Альма заключает: "Так есть, так должно быть, в этом выход". Душа и маска вместе образуют персону - знаменитый кадр составлен из половинок двух лиц героинь. И эта персона есть Ничто. А мир персоны - неистинное бытие, видимость, иллюзия.

Кстати, "Персону" можно рассматривать и в иной плоскости - взаимосвязи искусства и жизни. Элизабет Фоглер - актриса, замолчавшая на сцене во время исполнения роли Электры. В клинике она наблюдает за медсестрой Альмой с профессиональной холодностью и бесстрастностью, словно запоминая все, что потом пригодится в игре. Но жизнь (душа) в искусстве (маске) может умереть. Искусство не всегда способно сохранить живое дыхание жизни. Искусство как персона - мертво. И его персонажи - призраки. Не случайно трижды на протяжении картины Ингмар Бергман подчеркивает призрачность и условность искусства, используя кадры с кинопроекционным аппаратом, демонстрирующим "фильм в фильме". Режиссер несколько иронизирует над искусством, когда оно строится на ложных, потерявших смысл символах-стереотипах (гвоздь, забиваемый в ладонь, принесение в жертву агнца и т. п.). Искусство - это видимость по сравнению с жизнью. Конечно, двумя этими трактовками не исчерпать многослойность ленты Бергмана. Она рассчитана на активное сотворчество зрителей, на извлечение смысла, а тем самым - возрождение искусства к жизни из небытия.


В ролях:

Биби Андерссон, Лив Ульман, Margaretha Krook, Гуннар Бьорнстранд, Йорген Линдстрем


Примечание:

[...]


Награды:

[...]


Другие названия:

«Kinematografi», «Mascara, A», «Naisen naamio - Persona», «Persona», «Quando Duas Mulheres Pecam»


Рейтинг:

%
 94