Описание:
Картина "Хиросима, моя любовь" была снята в 1959, что формально роднит ее с "новой волной", но само творчество Алена Рене не может считаться выражением программы "новой волны" (если таковая в действительности существует).
С самого начала своего творчества Рене обращается к анализу явлений самого искусства. Возможно, этим можно объяснить его тягу к созданию документальных кинофильмов, откуда он пришел в игровой кинематограф. Он был участником так называемой "группы тридцати" - содружества французских кинодокументалистов, которое на протяжении десяти лет, предшествующих появлению "новой волны", служило прибежищем для тех, кто ставил перед собой высокие цели в искусстве. Последний короткометражный фильм Рене "Ночь и туман" (1956) - выдающийся документ о преступлениях фашизма, и в этом контексте было неудивительно, что свой первый полнометражный фильм режиссер захотел посвятить Хиросиме. Тема "Хиросимы" - сопоставление двух несвязанных и внезапно приходящих в столкновение прошлых. Сюжет: попытка двух героев - французской актрисы и японского архитектора - извлечь из ада, пережитого каждым, ту эмоциональную общность, ту гармонию памяти, которая смогла бы стать основой для их взаимной привязанности в настоящем.
Женщина бродит по городу, от которого когда-то отвернулся Бог, вспоминая время, когда Бог отвернулся от нее. Боль памяти приводит к боли забвения. "Я бы хотела обладать безутешной памятью, памятью теней и камней", - говорит героиня. Такой памятью, какой обладает спекшееся железо Хиросимы, тени сгоревших людей на камнях. Но Хиросима ожила и, если не забыла, то смирилась с кошмаром прошлого, о нем напоминает лишь мемориальная доска да полуразрушенное здание, в крест купола которого безжалостно упирается камера.
Фильм вызвал большую дискуссию по обе стороны железного занавеса. Публика разделилась на два лагеря: тех, кто картину принял безоговорочно и тех, кого она безоговорочно раздражала. В СССР клеймили формализм, пацифизм, оправдание связи француженки с немцем и т. д. На западе были в целом схожие претензии, и почему-то большинству критиков откровенно не понравилась литературная основа, хотя сегодня фильм неотделим от голоса Эмманюэль Рива, произносящей: "Смотри, как я тебя забываю, смотри, как я забыла тебя, смотри на меня...". (Так же, как стала неотделимой от пресловутой темы памяти сама актриса. Тридцать пять лет спустя Кшиштоф Кеслевский пригласил ее в первый фильм своего триколора "Синий" на крошечную, но символическую роль безумной матери, которая ничего не помнит).
Картины Рене часто описывают как абстрактные машины (интеллектуальный монтаж, перекрестный рассказ, заданные ритмы), оставляя в стороне саму манеру снимать, приближать объект. Такое удивительное сочетание математичности и любви делают "Хиросиму" одним из самых выдающихся произведений мирового киноискусства. Благодаря этому не кажется кощунственным сопоставление трагедии бомбардировки Хиросимы с банальной частной драмой француженки, полюбившей на заре юности немецкого солдата и ставшей свидетельницей его смерти. Режиссеру удалось передать, что обе эти трагедии - суть человеческие, хотя одна - незаживающая рана в памяти и совести всего человечества, а другая - одного человека. Но эти трагедии родственны по генезису чувств, памяти, забвения, родственны по историчности и социальности.
В ролях:
Эмманюэль Рива, Эйджи Окада, Стелла Дассас, Pierre Barbaud, Бернард Фрессон
Примечание:
[...]
Награды:
[...]
Другие названия:
«24 - jikan no joji», «24 Hour Affair», «Hiroshima - min alskade», «Hiroshima Meu Amor», «Hiroshima mon amour», «Hiroshima, agapi mou», «Hiroshima, min alskade», «Hiroshima, moja milosc», «Hiroshima, mon amour», «Hiroshima, My Love», «Hiroshima, rakastettuni», «Hiroshima, rakkaani», «Szerelmem, Hirosima», «Хиросима - любовь моя»
Рейтинг:
99 |