Шинель (1959)

Описание:

Драма по одноименной повести Н.В.Гоголя.
Отечественное кино дважды обращалось к гоголевскому шедевру - повести <Шинель>. В немом кино, в 1926 ФЭКСы (режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг) по сценарию Ю. Тынянова создали, по их собственному определению, <кинопьесу в манере Гоголя> - эксцентрическую фантасмагорию о житии бедного чиновника в сиятельном Санкт-Петербурге. Тридцать лет спустя ее снова <перечитал> уже в звуковом, говорящем кино Алексей Баталов. Известный актер, успевший сыграть несколько лучших своих ролей (<Большая семья>, <Дело Румянцева>, <Летят журавли>), входил в новую для себя область творчества - кинорежиссуру.

Должно уважать, что для дебюта он выбрал гениальное творение, поставив таким образом перед собой высочайшей трудности задачи. И главная из них - не ошибиться в выборе исполнителя на главную роль Башмачкина. Озадачив многих, он пригласил Ролана Быкова, сыгравшего в кино лишь несколько второстепенных ролей и блиставшего на сцене Московского ТЮЗа. Сам актер, Баталов почувствовал то, что жило в личности Быкова на глубине, скрыто. И не ошибся. Он открыл в нем большого драматического актера. Не случайно тот позднее скажет: <Шинель> - мое рождение>.

Герой Быкова проживает на экране три жизни: до шинели, с нею, после ее утраты. Актер не побоялся неприятных, уничижительных, болезненных черт в своем персонаже. Он и в зрителе вызывал самые разные чувства. Но было одно, главное - сострадание. Виртуозная, точно дозированная перед объективом, мимика. Выразительная пластика, включая мелкую - кистей рук, пальцев. Походка, для каждой из трех жизней своя. На крупных планах в минуты наибольшего драматизма - нет слов, нет движений, только взгляд. Этих планов - в глаза, в душу - в фильме было много. Вся роль рождалась на стыке театра переживания и пантомимы. Экранное повествование строилось как монофильм. Казалось, в нем никого больше нет, только одинокий Башмачкин.

Хозяйка квартиры, <значительное лицо>, жена портного, растаяли где-то на втором плане. Рядом с Башмачкиным запомнился только творец шинели - Петрович. Юрий Толубеев, выдающийся театральный актер, игравший гоголевский репертуар как немногие, был занят в этой роли.

Режиссер Баталов читал <Шинель> как социально-критическое, психологическое, бытоописательское произведение, что называется, в мхатовском духе. Московский художественный театр был его школой, сценой, на которой он играл, домом, где он вырос (мать, отец, знаменитый дядя Коля были мхатовцами). Ни фантасмагории, ни горького комизма, ни мистики и следа не было в фильме. Видимо, сам понимая, как неполон его гоголевский мир, Баталов признался в одном из интервью: <Фильм остался для меня в душе неоконченным>.

Впрочем, экранизация, как эстетическая коммуникация между экраном и литературой, всегда оставляет у серьезного, культурного кинорежиссера чувство недовоплощенности, недосказанности слова в движущемся изображении. Но несмотря на это, большая литература остается притягательной для кино. Вот и Алексей Баталов каждый режиссерский опыт связывает с нею: <Три толстяка> Ю. Олеши, <Игрок> Ф. Достоевского. А вышел он, поддержав традицию отечественной культуры из <Шинели>.


В ролях:

Ролан Быков, Юрий Толубеев, А. Ежкина, Елена Понсова, Георгий Тейх, Нина Ургант, Александр Соколов, Рэм Лебедев, В. Максимов, Петр Лобанов, Георгий Колосов, Михаил Ладыгин, Геннадий Воропаев, Николай Кузьмин.


Примечание:

[...]


Награды:

[...]


Другие названия:

«Kopeny, A», «Mantel, Der», «Overcoat, The», «Viitta»


Рейтинг:

%
 100