Баллада о солдате (1959)

Описание:

По жанру эту картину можно отнести к "фильмам дороги", а по духу - это оттепельный фильм самой чистой пробы. Герой, с немыслимой щедростью раздаривающий свои последние дни и часы случайным попутчикам и первым встречным, вроде бы должен занять законное место в ряду подвижников коллективистской веры. Но подвиг добра, как и подвиг военный, который совершает Алеша Скворцов, не вписывается в ее рамки.

Молодой солдат убегает от танка. И когда кажется, что он вот-вот будет раздавлен, ему попадается противотанковое ружье, оставшееся от погибшего расчета. Выстрел, - и преследователь остановлен. Выстрел, - и загорелся еще один танк... Герой не стремится к подвигу и действует отнюдь не по сознательному выбору, продиктованному верой. Когда он удирает от танка, петляя как заяц и когда поднимается навстречу бронированному чудовищу, им движет одно желание - выжить. И во всем остальном он руководствуется не убеждениями, а чувственными порывами. Вызванный к генералу, он отказывается от медали и просит взамен отпуск. В этот момент оператор ловит подчеркнуто детское выражение его лица. С ребяческой невинностью он игноририрует отвлеченный символ, предпочитая живую жизнь. Шесть дней свободы получает изначальная, неподчиненная каким либо готовым правилам, естественная человеческая сущность.

Этот новый Адам сам, уже одним своим присутствием вносит в искалеченную войной жизнь представление о естественной норме. Именно в этом суть его отношений с инвалидом. Бескорыстное Алешино участие в судьбе попутчика служит молчаливым опровержением неверия в высоту человеческих чувств, которое больше, чем физическое увечье терзает инвалида. Нечто похожее происходит и с Шуркой. "Знаете, какие люди бывают!", - жалуется она Алеше. Ее попытка выпрыгнуть на ходу из поезда в момент их неожиданной встречи в товарном вагоне, говорит о том, что она включает и Алешу в число "этих людей".

Дальнейшее действие строится как доказательство от противного. Герой спасает эту, уже хлебнувшую лиха девчонку от смертельного испуга перед жизнью, застывшего в ее глазах. Спасает не какими-то особыми подвигами, а просто тем, что он "другой". И это ее открытие переносится и на остальной мир.

"Другим" оказывается и начальник эшалона. После появления Алеши мир становится не столько лучше, сколько понятней и определенней. Герой разрушает представление о массовидном добре и зле. Они не существуют вне замкнутых в своей единичности человеческих душ.

Особенно остро этот мотив звучит в истории с мылом.

Герой пытается исправить подлости войны, но обнаруживает бездонную, непреодолимую глубину вскрытых ею контрастов. Два куска мыла - посылка, которую Алеша везет с фронта от незнакомого пехотинца Павлова его жене. Здесь сталкивается грубая простота самого предмета с трудно выразимой сложностью одухотворенного в нем смысла. Старшина не хочет отдавать эти два куска, потому что их на самом деле как бы нет, они не могут существовать иначе, чем разделенные по осьмушке на всю команду. Само их появление целыми в Алешином вещмешке - маленькое, бесценное чудо. По рассказам фронтовиков муки от окопных вшей сравнимы с муками от ран. Но эта конкретика из нашего далека не прочитывается, да она и не очень важна. Куда существеннее то, что ради одного из них и его любви бойцы отказываются не только от последнего и самого нужного, но и от фронтовой справедливости. Святое солдатское "всем поровну" нарушено. Это можно сделать лишь во имя того, что они ставят еще выше.

"Что это?" - удивленно спросит у Алеши жена пехотинца, увидев подарок мужа на своем не по-военному сытом столе. В этот момент мыло становится тем, что оно есть само по себе - грязно-серой, неприятно пахнущей массой... Есть ни с чем ни сравнимый ужас, когда тебя не узнают самые дорогие и близкие.

Герой следующего фильма Чухрая "Чистое небо", летчик Астахов, вернувшись из плена, будет с ужасом и яростью ломиться в заколоченную дверь, за которой его всегда ждала любовь...

Астахова узнает жена, но не сразу узнает прежде так благоволившая к нему Родина.

В "Балладе" трагедия неузнавания важнее суда над неверными подругами. Она в равной степени затронет и самого Алешу, как часть того окопного мира, который его прислал. Герой не может стерпеть такого поражения и унижения и будет тратить бесценные крохи своего отпускного времени на яростные поиски отца пехотинца и не успокоится до той минуты, пока сидящая рядом со стариком Павловым девочка не воскликнет, удивленно и радостно: "Мыло!".

Характерно, что именно дети начнут и завершат эту коллизию. Ее обжигающий образ-предчувствие есть уже в тех мыльных пузырях, которые неожиданно полетят на Алешу, едва он войдет в подьезд дома, где живет Павлова. Ежов и Чухрай наделяют своего героя детской непосредственностью. Ни в одной ситуации у него нет готовых ответов. Он злится на инвалида, когда тот невольно задерживает его на станции, но потом все же остается с ним. Ему стоит определенного труда овладеть собой, когда он впервые оказывается в вагоне наедине с Шуркой. Он не является носителем каких-либо твердых принципов. У него есть лишь дар высшей отзывчивости и свобода. Он весь - прекрасная возможность и невозможность, потому что кончается последний срок, кончается жизнь. Он не успел, опоздал и с Шуркой, и с матерью. Да и было ли это вообще? Все это - не сон и не выдумка, а недостижимая окопная мечта: отличиться в бою так, чтобы дали отпуск, когда не дают никому, повидать мать, задать перцу тыловым крысам, влюбиться... Разве не этим был пропитан окопный воздух? Но прав не Алеша, обещающий - "вот когда, я вернусь", а "шкура"-кладовщик, кричащий ему вслед - "а ты вернись"...

Легкость, прозрачность, непрерывное световое дыхание - таков этот самый "светлый" и один из самых грустных оттепельных фильмов. Ведь он и о том, что лучшие не вернулись...


В ролях:

Владимир Ивашов, Жана Прохоренко, Антонина Максимова, Николай Крючков, Евгений Урбанский, Валентина Телегина, Эльза Леждей, Лев Борисов, Марина Кремнева, Александр Кузнецов, Евгений Евстигнеев, Владимир Кашпур, Георгий Юматов, В. Маркова, Геннадий Юхтин, Юрий Дубровин.


Примечание:

Первые роли в кино Владимира Ивашова и Жанны Прохоренко.


Награды:

Абсолютный чемпион среди премированных отечественных фильмов 101 международная премия: Ленинские премии (1961, удостоены режиссер Г.Чухрай и сценарист В.Ежов);
Премия за лучшую конкурсную программу фильмов (с фильмом "Дама с собачкой") и премия "За лучший фильм для молодежи" на МКФ в Канне-60;
Первая премия, премия кинокритики, первая премия за режиссуру на ВКФ-60 в Минске;
Большая премия Кинофестиваля трудящихся в Чехословакии-60;
Приз "Золотые ворота" (первая премия) МКФ в Сан-Франциско-60;
Премия польской критики "Варшавская сирена" (1960);
Почетный диплом и премия нац. ассоциации итальянских кинокритиков "Серебряная лента" МКФ в Милане-60;
Гран-при за режиссуру МКФ в Лондоне-60;
Серебряная медаль за режиссуру МКФ в Тегеране-60;
Приз "Халиско" ("Серебряное сомбреро") МКФ в Мексике-60;
Премия "Давид ди Донателло" (1960, удостоен Г.Чухрай) и премия "Сан Винсент" лучшему актеру года (В.Ивашов) на ежегодном референдуме членов клубов: Международного клуба и Клуба открытых дверей в Италии (1960);
Почетный диплом, присуждаемый трем лучшим зарубежным актерам в фильмах сезона в Афинах-61 (В.Ивашов) за участие в фильме "Баллада о солдате");
Премия "Золотой лавр", установленная американским продюсером Давидом О.Сельзнером за высокое гуманистическое содержание (1962);
Номинация на премию "Оскар" (1959) в категории "Оригинальный сценарий";
В Америке, Японии, Афинах лучший фильм сезона 1960-1961 гг.
Прокат (1959, 12 место) - 30.1 млн. зрителей.


Другие названия:

«Balada de un soldado», «Balada do Soldado, A», «Ballad of a Soldier», «Ballada a katonarol», «Ballada enos stratioti, I», «Ballada o zolnierzu», «Ballade du soldat, La», «Ballade van een soldaat, De», «Ballade vom Soldaten, Die», «Ballata di un soldato», «Vain nelja paivaa»


Рейтинг:

%
 97