Белые ночи (1957)

Описание:

Итальянские режиссеры часто экранизировали классические произведения русской литературы 19 века, как правило, перенося действие в современность и приспосабливая к реалиям жизни в Италии. Тем не менее эти картины не кажутся модернизированными, далекими от первоисточников, а достаточно точно и тонко передают их дух и гуманистический пафос. Лукино Висконти и в театре, и в кино обращался к литературе разных стран, находя в иноязычных книгах близкое себе и своему времени содержание, те вечные вопросы, которыми одержим истинный художник, где бы он ни жил. В его экранизации повести Федора Достоевского, пожалуй, впервые прозвучал мотив о губительности красоты, ниспосланной в мир (в образе романтически-инфернального Жильца), о невозможности осуществления в этой реальности самых искренних человеческих чувств. Это позже более отчетливо и ярко будет выражено режиссером в последних фильмах, начиная со "Смерти в Венеции".

Лента "Белые ночи" решена почти в традициях киноэкспрессионизма 20-х годов - город Ливорно выглядит почти нереальным, придуманным, пригрезившимся, он подан в мягкой, словно размытой тональности, хотя ряд неореалистических деталей взрывают изнутри эту иллюзию. Надо вспомнить, что картина появилась в период "розового неореализма ". Спор с "сиропными комедиями про бедняков" незримо присутствует в ткани повествования. В то же время Висконти не может не заметить опасности "экономического бума", охватившего Италию в конце 50-х годов, когда стабилизация общества, включение страны в число развитых держав уже оборачивались определенными потерями в нравственном и психологическом состоянии нации. Как Микеланджело Антониони в "Крике", а Федерико Феллини в "Ночах Кабирии" (оба фильма - тоже 1957 года), Лукино Висконти прозорливо угадывал рост отчуждения в приобретающем внешний лоск процветания "обществе потребления". Сцена танцев в баре - лучшая в ленте, заражающая и восхищающая и спустя сорок лет. Миг высвобождения, раскованности, беспечности человеческой натуры, ощущения радости жизни таит грядущий слом, крах надежд. А в механических ритмах рок-н-ролла неуловимо чувствуется угроза, что разъединение в танце, групповой экстаз избавляющихся от комплексов в телодвижениях под суматошную музыку - синонимы "одиночества в толпе", непереносимой некоммуникабельности чувств.


В ролях:

Мария Шелл, Марчелло Мастроянни, Жан Маре, Marcella Rovena, Maria Zanoli, Elena Fancera, Lanfranco Ceccarelli, Angelo Galassi, Ренато Терра, Коррадо Пани


Примечание:

[...]


Награды:

Картина получила приз "Серебряный Лев" на кинофестивале в Венеции.


Другие названия:

«Biale noce», «Feher ejszakak», «Lefkes nychtes», «Noches blancas», «Noites Brancas», «Notti bianche, Le», «Nuits blanches», «Um Rosto na Noite», «Valkeat yot», «Vita natter», «Weiße Nächte», «Weisse Nachte», «White Nights»


Рейтинг:

%
 92