Карнавальная ночь (1956)

Описание:

Очевидна жанровая связь <Карнавальной ночи> с музыкальным кино-ревю, в нехитрый сюжет которого вплетена такая же незамысловатая любовная история. Еще в момент выхода фильма на экраны страны дотошные критики подсчитали, что в нем 13 концертных номеров длительностью от 15 до 140 метров, то есть более трети метража киноленты. Музыкальные номера связывались друг с другом подготовкой новогоднего вечера в Доме культуры, что тоже было вполне традиционным решением. Комедийный же поворот сюжета заключался не в забавных объяснениях электрика Гриши Кольцова (Ю. Белов) с его энергичной и изящной возлюбленной Леной Крыловой, в роли которой снялась юная дебютантка с осиной талией Людмила Гурченко. Нет, не на этом витке сюжета родилась комедийная интрига. Смеховой эффект (сатирический в том числе), состоял в том, что пародийным <ведущим> киноконцерта, искрящегося молодыми талантами, был избран, во-первых, довольно пожилой, а во-вторых, абсолютно глухой к юмору, вообще ко всякому творческому проявлению, лишенный элементарного художественного вкуса принципиальный бюрократ и. о. директора Дома культуры Огурцов. Так на экране появился кинематографический родственник другого бюрократа от искусства, <лично знакомого с товарищем Шульбертом> Ивана Ивановича Бывалого из <Волги-Волги> (1938) Александрова. И ту и другую роль сыграл великолепный классик советского кино Игорь Ильинский, которого пригласили на роль Огурцова по предложению И. А. Пырьева, осуществлявшего своеобразное кураторство над первой большой работой молодого режиссера в художественном кино.

Смешное родство <Волги-Волги> и <Карнавальной ночи> вполне очевидно, однако фильм Рязанова лишен той монументальной грандиозности, на которую претендует комедия Александрова, где народные таланты выступают как бы от лица Государства, оставляя за его скобками комичного бюрократа на кривеньких ножках. У Рязанова бюрократ, хоть и примерно исполняющий обязанности, остается все-таки у государственного стола, мешающий веселой, праздничной, но частной жизни простых граждан. Огурцов до конца жизни не перестает быть официальным лицом и очень хорошо понимает это, как бы уже за пределами киносюжета грозя легкомысленному празднику.

Итак, при <ведущем> Огурцове конферанс обернулся <ценными указаниями> по каждому номеру, а картина стала рассказом о том, как молодёжь Дома культуры пробивала программу сквозь тупую огурцовскую цензуру, боролась за <проходимость> номеров, чьим единственным недостатком был талант. Здесь вовсю работал карнавальный принцип развития сюжета: вырастая <над собой>, Огурцов после каждого указания неизбежно сверзался со своего официального пьедестала, а талантливые молодые люди рядились в шутовские маски, чтобы обмануть идеологического надсмотрщика.

В сюжете с пародийным конферансом родился и еще один комедийный эффект, замеченный в свое время критиком В. Деминым. Создатели фильма взяли занудную, исчерпавшую себя схему о <здоровом> коллективе, противопоставили ему индивидуум и поменяли плюс на минус. У них получилось, что весь дружный и <здоровый> коллектив ненавидит прописи и догмы, любит жизнь, радуется ее многообразию, а единица, всем противостоящая и явно нуждающаяся в перевоспитании, как раз поклонник инструкций, параграфов, мероприятий для <галочки>, чего у отколовшегося от коллектива индивида в прежних фильмах почти не наблюдалось.

<Карнавальная ночь> была единодушно признана знаменем нового на экране. Веселая победа над теперь уже вовсе не страшным дураком бюрократом милого коллектива во главе со стройной девушкой с широко открытыми искрящимися глазами казалась символичной для второй половины 50-х. Из картины Рязанова, тогда двадцативосьмилетнего дебютанта, рвалась наружу без преувеличения всеобщая радость освобождения. Однако карнавал <Карнавальной ночи> был весьма далек от всенародности и площадной раскованности его средневекового предка, так выразительно описанного М. Бахтиным, а оставался тихим, камерным праздником таких же тихих, скромных людей, из числа которых и будут рекрутироваться, но уже несколько позднее, весьма симпатичные, но часто грустные герои рязановских картин.


В ролях:

Игорь Ильинский, Людмила Гурченко, Юрий Белов, Георгий Куликов, Сергей Филиппов, Ольга Власова, Андрей Тутышкин, Тамара Носова, Геннадий Юдин, Владимир Зельдин, Борис Петкер, Валентин Брылеев, Алексей Полевой, С. Хмельницкий, Владимир Пицек.


Примечание:

[...]


Награды:

Диплом МКФ в Эдинбурге-57;
Вторая премия фильму, персональные премии актеру (И.Ильинский) и звукорежиссеру (В.Зорин) ВКФ-58 в Москве;
Лучшая музыка к фильму и лучшая работа звукорежиссера по итогам тайного голосования итоговой конференции к/ст <Мосфильм> (1956);
Один из лучших (четвертый из 82-х) фильмов, выпущенных в прокат в 1956 году по результатам опроса читателей газеты <Советская культура>.


Другие названия:

«Carnival in Moscow», «Carnival Night», «Karnevaaliyo», «Karnevalsnacht», «Karnevalsnatten», «Nun schlagt's 13!»


Рейтинг:

%
 86