Ночная Маргарита (1955)

Описание:

Ради любви прекрасной Маргариты последний представитель рода Фаустов продал душу дьяволу, чтобы вновь стать молодым и красивым. Но сделка с Мефистофелем меняет его характер: это проникает в сердце, дьявольские соблазны разъедают невинную душу Фауста. Дорого приходится платить влюбленным. Только одно может их спасти - новая жертва должна попасть в сети Мефистофеля и подписать договор кровью. Отчаявшаяся Маргарита делает роковой шаг.


В ролях:

Мишель Морган, Ив Монтан, Жан Дебюкур, Жак Клэнси, Поль Деманж, Жак Эрвин, Camille Guerini, Suzet Mais, Макс Меги, Женевьева Морел


Примечание:

Клод Отан-Лара создал фильм, который не только оказался насквозь экспрессионистским, но и по закону иррационального повторил центральный мотив «Усталой смерти» Фрица Ланга: женщина, чтобы спасти своего возлюбленного, ищет человека, который согласится умереть вместо него. Точнее, в данном случае не умереть, а продать душу дьяволу, ибо речь идет о современной версии Фауста. Отан-Лара потратил огромный для французского кино бюджет, чтобы разыграть старинную легенду в стилизованных, предельно экспрессионистских декорациях (некоторые из которых использованы ради единственного плана, как, скажем, фантастический фасад Оперы). Фильм оказался колоссальным провалом и финансовой катастрофой. Его не приняли тогда как зрители, так и французская критика. Из-за этого его репутация являлась фактически нулевой. И фильм был несправедливо забыт на долгие годы. Фильм открывается оперным финалом, который посещает старый потомок Доктора Фауста. Современный вариант легенды о Фаусте был решен режиссером в поэтическом ключе. Последний отпрыск рода Фаустов приходит на очередную премьеру оперы Шарля Гунно "Фауст". Тут его судьба и сталкивает с дьяволом-Мефистофелем, принявшим элегантный образ месье Леона - содержателя ночного кабаре и торговца наркотиками по совместительству, в блестящем исполнении Ив Монтана. Символически старший Фауст почти против его желания следует за Мефистофелем через дверь развеселого кабаре ВНИЗ по лестничному маршруту, проложенному стенами красного цвета, под эстрадную импровизацию известной арии "Сатана там правит бал" , в Ад. Ад, персонифицированный в этом случае ночным клубом, заполненным гедонистами, обреченными пьянствовать вечность. Здесь Фауст впервые видит поющею баллады Маргариту. Конечно, один взгляд на Мишель Морган, играющую Маргариту, - и ради любви прекрасной девушки последний представитель рода Фаустов продает душу дьяволу, чтобы вновь стать молодым и красивым. И вечная история повторяется вновь. Как только договор подписан, он становится Жан-Франсуа Кальве Жаном (Francois Calve). Но сделка с Мефистофелем меняет его характер: зло проникает в сердце, дьявольские соблазны разъедают невинную душу Фауста. Дорого приходится платить влюбленным за любовь. Только одно может их спасти - новая жертва должна попасть в сети Мефистофеля и подписать договор кровью. Отчаявшаяся Маргарита делает роковой шаг... Хотя написанная в 1925 году история стареющего Фауста, который продает душу Сатане в обмен на молодость и знание, является довольно близка оригиналу Гете, есть одно главное изменение - решение Его Сатанинского Величества, изображенного с неотразимым галльским очарованием Ив Монтаном, согласиться на «замену души» после многочисленных просьб многострадальной Маргариты. И Маргарита ищет кого-то, кто может заменить Фауста в этом пагубном договоре.

«Ночная Маргарита» - оригинальная версия мифа «Фауста на Монмартре» 30-х годов, поставленного в стиле немецкого экспрессионизма с тревожными улицами, белой сюрреалистичной церковью и печальным кладбищем, где единственной вещью, которую Вы можете видеть, являются кресты, черные кресты, которые, кажется, были нарисованы на пейзаже. Калейдоскопом мелькают картинки ночного Парижа, сказочные, в стиле Калигари, адских красных цветов. Декорации в фильме просто фантастически красивы! Особенно хороши улицы, вход в ад, обитель Валентина и вокзал. В фильме с его театральной условностью сцен есть размытость света и цвета и выдержанность декораций в пастельных и одновременно очень авангардистских тонах. В «Ночной Маргарите» режиссер уводит зрителя в стилизованный мир поэтического вымысла, где хромой Мефистофель Ив Монтан покупает душу старого Фауста, влюбившегося в Мишель Морган, печальный цветок ночи, поющий в адском кабаке: «Забытые страсти тянутся по всей длине улиц…». Морган, поощряемая Мефистофелем, рассказывает Фаусту о человеке, которого она мечтает встретить: «Я вижу его взгляд и его улыбку. Именно это главное, не правда ли? Взгляд и улыбка. Он будет немного слаб… Я так же знаю, что я его буду любить больше, чем он меня, так как он будет моим первым, моим последним, моей единственной любовью…» Фауст, снова ставший молодым, проявит слабость и трусость, и позволит подписать Маргарите дьявольский договор для того, чтобы его освободить. Даже Мефистофель будет потрясен бесконечным великодушием молодой женщины. И вот она, поднимается на «призрачный» поезд. Возвышенна метафора железнодорожной станции, ирреального, причудливого вокзала, в котором есть только билеты в один конец. В этом сказочном поезде сюжет фильма достигает своей кульминации. "... Поезд удаляется, унося ту, которая смогла подняться над своей любовью: «любить,» - сказала она - «это значит радовать того, кого любишь».

Марсель Эме писал: «Это литературный пейзаж, в котором гуляющие чувствительные души, слушая, как поезда свистят в закопченном тумане, ловят себя на том, что просят Бога, чтобы жизнь не была безмерно длинна...»

В фильме получается так, что тот, кто любит более всего Маргариту, не является Фаустом ... Окончание фильма - это драма красоты, которую следует оплакивать. Для меня Морган не была никогда так трогательна, как в финале этого чудесного фильма. Это картина для тех, кто любит и ценит поэтический, фантастический реализм. Фильм был одним из последних прощальных приветов этого направления, созданных во Франции. Поставлен по роману Пьера Мак-Орлана (Pierre Mac Orlan), оказал определенное влияние на развитие этого направления своей идеей «социальной фантастики», т.е. темных, иррациональных сил, действующих за фасадом жизненных социальных реалий. Поэтический реализм имел продолжение за пределами Франции (в Бельгии «Чайки умирают в гавани» 1955, «Однажды вечером в поезде» 1968, ранние произведения И. Бергмана, М. Антониони и т.д.).


Награды:

[...]


Другие названия:

«Blume der Nacht, Die», «Margarita de la noche», «Margherita della notte», «Marguerite de la nuit», «Marguerite of the Night», «Yon kuningatar»


Рейтинг:

%
 54