Описание:
Это, безусловно, первое вершинное достижение кинематографа Ингмара Бергмана. Хотя ему пришлось ждать еще несколько лет до всемирного признания, в этой картине тридцатипятилетний автор приблизился к ясности и совершенности творчества.
Внешняя простота и безыскусность истории, всерьез принятой многими в момент выхода ленты на экран за народную байку, лубок о странствующих циркачах, на самом деле обманчива. В этом плане "Вечер шутов" перекликается с фильмом "Дорога" Федерико Феллини, снятом почти одновременно. Заурядна и заунывна "жестокая мелодрама" о живущем в начале века циркаче Альберте Юхансоне, которого не очень радует жизнь с молодой женой Анной, вдобавок изменяющей ему с дамским угодником Франсом, актером провинциального театра. Уставший скитаться по свету шут вполне готов бросить цирк, вернуться к прежней жене Агде и детям, завести счет в банке и стать обыкновенным мелким буржуа, добропорядочным обывателем. Высокий талант режиссера превращает бытовое, заземленное, даже низменное в бытийно-трагическое, философско-безысходное и вопреки всему поэтически-одухотворенное, очищающее. Сама живая реальность, мучая людей и калеча их судьбы, все-таки примиряет, умиротворяет, дает хоть призрачную надежду на избавление и прощение.
Шведского режиссера, протестанта по воспитанию, одержимого поисками Бога или сверхистины, трудно заподозрить в пантеизме. Между тем, начиная с картины "Вечер шутов" (а потом в целом ряде лент - "Седьмая печать", "Земляничная поляна", "Девичий источник"), "неравнодушная природа" оказывается последним пристанищем для отчаявшихся душ, вносит покой и свет в истерзанный и сокрытый во мраке грешный, разуверившийся мир. Бергман, несмотря ни на что, верит в жизнь и человека (как бы банально это ни звучало!). И спасительным прибежищем, по его мысли, может остаться искусство, даже если оно столь грубо, простонародно, площадно, пахнет потом и опилками, как жалкий цирк из фильма "Вечер шуток". Кстати, в американском прокате картина называлась "Опилки и блестки". В оригинальном же названии угадывается еще что-то евангельское, намек на "тайную вечерю" блаженных мира сего. Как считает Йорн Доннер, один из тонких исследователей творчества шведского мастера, Ингмар Бергман "никогда не прикасался столь ощутимо к некоему символу веры, своего рода Евангелию, различаемому у него за всей грязью, пошлостью и унижением".
В ролях:
Харриет Андерсон, Оке Гренберг, Хассе Экман, Андерс Эк, Гудрун Брост, Гуннар Бьернстранд.
Примечание:
[...]
Награды:
[...]
Другие названия:
«Abend der Gaukler», «Goglernes aften», «Gycklarnas afton», «Gymni nyhta», «Naked Night, The», «Noche de circo», «Noite de Circo», «Noites de Circo», «Nuit des forains, La», «Nyhta ton saltibagon, I», «Sawdust and Tinsel», «Sunset of a Clown», «Vampata d'amore, Una», «Viettelysten ilta», «Wieczor kuglarzy»
Рейтинг:
90 |