Светлый путь (1940)

Описание:

Музыкальная комедия.

Фильм Г. Александрова - отклик на организованное государством во второй половине 1930-х годов стахановское движение в СССР. Пьеса В. Ардова с симптоматичным названием «Золушка» обернулась на экране музыкальной героической комедией-сказкой о необыкновенных для трудового человека возможностях в стране Советов, что нашло отражение в новом названии предложенном товарищем Сталиным, - «Светлый путь». Героиня Любови Орловой проделывает гораздо более блистательный путь, нежели ее предшественница из «Веселых ребят», хотя обе начинают в буквальном смысле от печки. Таня Морозова волшебным образом из домработницы вырастает в известную стахановку, а затем и в инженера текстильной фабрики. И, как в сказке же, получает своего принца в виде артиста Евгения Самойлова, сыгравшего роль инженера Алексея Николаевича Лебедева. Наконец, и самая высокая награда - она избирается депутатом Верховного Совета, едет в Москву.

Собственно комедийной интриги в фильме нет, но есть утопический оптимизм сказки, свойственный почти всем картинам Александрова и органически присущий советскому кино 1930-х годов. Не случайно киноведы именовали такого рода произведения Александрова «жизнеутверждающими комедиями».Сказочность в картине «Светлый путь» не противостоит суровой прозаической действительности. Напротив, кинолента утверждала волшебство, чудесность самой советской реальности.

Кто же тот волшебник, который помогает простым советским домработницам из золушек превращаться в передовых людей страны, стахановок и народных избранниц? В фильме это секретарь парткома Мария Сергеевна (артистка Е. Тяпкина), сыгравшая главную роль в росте и формировании Тани. Но и сама Таня Морозова борется с пережитками прошлого в себе. Главным образом, с неграмотностью, отчужденностью от жизни больших производственных коллективов. Тема внутренней борьбы героини отражается в контрапункте музыкальных мотивов неуверенности и убежденности в победе над собой. Из борьбы мотивов рождается знаменитый «Марш энтузиастов» Дунаевского и д'Актиля.

Так закрепляется грандиозность роста простого человека вместе со всей страной. Оттачивается и сталинский монументальный стиль, названный в кино - Большим. Его ярким представителем был Григорий Александров. Финал «Светлого пути» целиком выполнен в эстетике Большого стиля. Центральный образ здесь - ВДНХ: монумент «Рабочий и колхозница» скульптора Мухиной, красавцы-павильоны. А в эпизод полета на автомобиле оператор Б. Горбачев одним из первых использовал прием комбинированной съемки «блуждающая маска».


В ролях:

Любовь Орлова, Евгений Самойлов, Елена Тяпкина, Владимир Володин, Осип Абдулов, Николай Коновалов, Анастасия Зуева, Рина Зеленая, Павел Оленев, Вера Алтайская, Ф. Селезнев, В. Житкова, Н. Федосюк, Александра Терехина.


Примечание:

[...]


Награды:

[...]


Другие названия:

«Helle Weg, Der», «Ljusa vagen, Den», «Radiant Path, The», «Shining Path, The», «Tanya», «Valoisa tie»


Рейтинг:

%
 80