Юность Максима (1935)

Описание:

Лирико-эпическая драма, историко-революционный фильм.

Эксперименты и эксцентрика молодых ФЭКСов (Фабрика эксцентрического актера) Григория Козинцева и Леонида Трауберга должны были преобразоваться в нечто новое в связи с приходом звука в кино и все большим контролем над кинопроизводством со стороны властей. К счастью, это новое оказалось удачным.

В 1933 в журнале "Советское кино" были опубликованы отрывки сценария "Большевик". С тех пор работа над историей молодого рабочего от его шальной юности до большевистской зрелости не прекращалась до 1939. Козинцев и Трауберг начали изучение материала с ленинградских букинистов, где скупали дешевые брошюрки с воспоминаниями большевиков, потом съемочная группа немало времени провела в цехах "Красного путиловца" и "Обуховского" заводов, и это добавило визуальной достоверности съемкам великого Андрея Москвина, в остальном, как и режиссеры, тяготеющего к экспрессии.

Первоначально никто и не думал, что "Юность Максима" станет началом удачного и любимого зрителями советского сериала. А после повторного выхода трилогии в прокат в семидесятые Борис Чирков скажет, что история Максима имела бы продолжение, не помешай война. Хотя продолжение трилогия все-таки имела: в фильме "Великий гражданин", где появляется Максим - член ЦКК и в "Боевом киносборнике" 1941, где Максим сходит с экрана и, окруженный зрителями, поет на мотив "голубого шара" песню - призыв бить фашистов.

"Юность Максима" вышла на экраны в 1934. За первых пятнадцать дней проката в Ленинграде фильм посмотрело 500 тыс зрителей. Успех по стране нарастал лавинообразно. Критики не могли обнаружить в фильме недостатков и в растерянности формулировали причины успеха: вместо схемы - на экране живые люди, реализм в показе рабочего класса и партийных руководителей и т.п. На самом деле главной причиной непреходящей ценности фильма оказался талант всей съемочной группы. Режиссеры смело пользовались любимыми народом жанрами - цирковой репризой и городским фольклором; оператор и художник создали мир, полный воздуха и движения; фантазии Шостаковича на темы модного галопа, анархистского "цыпленка жареного", революционной "Варшавянки", не говоря уж об интерпретациях песенки о шаре пронизывают фильм; абсолютная естественность актерской манеры, лукавое остроумие и личное обаяние Бориса Чиркова - все вместе создает атмосферу, в которую легко вписываются революционные приключения и большевистские речи героев.

В первом фильме разбитной юноша - рабочий Максим вместе с друзьями знакомится с активисткой "Правды" Наташей, посещает рабочую воскресную школу, узнает о деятельности социал-демократов. После столкновения с полицией Максим попадает в тюрьму, где знакомится с профессиональным подпольщиком. Начинается революционная деятельность Максима - его посылают с заданием на завод в Сормово. В последнем кадре по тропинке средь поля ржи с узелком за спиной шагает Максим - никакого пафоса, скорее ироничный намек на знаменитый проход Чаплина.

Созданный по просьбам зрителей и по желанию начальства фильм-продолжение "Возвращение Максима" вышел на экраны в 1937. Бюджет картины позволял строить дорогие декорации (например, для сцены заседания Государственной думы - огромный зал Таврического дворца), но, поощряя авторов, начальство усилило контроль за фильмом. Количество эпизодов, иллюстрирующих историю партии, увеличилось. Но, уравновешивая их, авторы вводят колоритный образ конторщика Дымбы в незабываемом исполнении Михаила Жарова. Дуэт лукавого Максима, работающего под простачка, и самодовольного Дымбы - среди лучших сцен фильма.

1914 год. На один из бастующих заводов партия направляет Максима для укрепления стачечного комитета. Хитростью Максим выведывает у пьяного конторщика Дымбы, куда передан секретный военный заказ. Уволенный Дымба мстит Максиму, тяжело ранит его. Вскоре Россия вступает в мировую войну Максим в солдатской форме отправляется на фронт, чтобы там выполнять директиву партии о превращении империалистической войны в революционную.

Второй фильм трилогии еще снимался, а Козинцев и Трауберг сообщали общественности, что работают над сценарием следующего фильма - творческий коллектив обязался закончить всю работу к двадцатилетию советской власти.

"Выборгская сторона" был выпущен на экраны в самом начале 1939. Доверие, увы, обязывает, и авторы постарались выполнить все, что требовало от них руководство: были введены образы Ленина и Сталина (впоследствии кадры со Сталиным были вырезаны) в исполнении Максима Штрауха и Михаила Геловани, изменилась тональность фильма - прибавилось напряженности в сценах контрреволюционного саботажа, поубавилось уличной стихии в образе Максима. Еще бы, ведь в первых кадрах Свердлов назначает его "полномочным министром" в Государственный банк, а в конце фильма сам Сталин благословляет на защиту Советской республики. Между этими двумя моментами закаленному большевику удается наладить банковское дело, одновременно борясь с врагами новой власти и разоблачая подлый замысел убить Ленина.

Несмотря на некоторые метаморфозы, произошедшие с трилогией от первой до последней серии, работа Козинцева и Трауберга стала подлинной вехой истории кино, "Максим" превратился в имя нарицательное, а с исполнителем роли на улицах Ленинграда десятилетиями здоровался каждый встречный.


В ролях:

Борис Чирков, Степан Каюков, А. Кулаков, Валентина Кибардина, Михаил Тарханов, Павел Волков, Борис Блинов, С. Леонтьев, Владимир Сладкопевцев, М. Щелковский.


Примечание:

[...]


Награды:

Первая премия "Серебряный кубок" МКФ в Москве-35 студии "Ленфильм" (вместе с фильмами "Чапаев" и "Крестьяне");
Сталинская премия I степени (1941, кинотрилогии).


Другие названия:

«Bolshevik», «Juventud de Maximo, La», «Maksimin nuoruus», «Maxim Trilogy, Part 1», «Maxims Jugend», «Vastavirtaan», «Youth of Maxim, The», «Большевик»


Рейтинг:

%
 100