Землетрясение в Оахаке (1931)

Описание:

В начале 1970-х годов, когда Госфильмофонд России получил от Музея современного искусства в Нью-Йорке свод негативных материалов по незавершенному фильму Сергея Эйзенштейна <Да здравствует Мексика!> (1930-1931), из него был выделен единственный позитивный десятиминутный ролик, который разместили на архивное хранение в фонде документальных фильмов архива. Этой одночастевкой оказалась копия короткометражного хроникального фильма в своде <мексиканского> материала Эйзенштейна, повсеместно известная как <Землетрясение в Оахаке> (1931), но заинвентаризированная под названием <Катастрофа в Оахаке>.

Фильм этот, скромно затерявшийся среди эйзенштейновских шедевров, приобрел особую актуальность в год столетия со дня рождения режиссера. Так, ряд европейских киноорганизаций, в частности Мюнхенский городской музей и Международный кинофестиваль <Арсенал> при Международном киноцентре в Риге, совершенно обоснованно включили <Землетрясение в Оахаке> в полные ретроспективы фильмов Эйзенштейна.

Вместе с тем обстоятельства съемок этой короткометражки до сих пор оставались малоизвестными; предлагаемый читателям <КЗ> материал отчасти восполняет эту лакуну. Он представляет собою интервью (написанное в форме редакционного репортажа) с С.М.Эйзенштейном, Э.К.Тиссэ, и Г.В.Алексанровым, опубликованное в воскресном номере мексиканской столичной газеты <Эль Универсал> (Мехико Сити) от 18 января 1931 года. К тому времени Эйзенштейн и его сотрудники только что завершили съемки хроникального сюжета о землетрясении, случившемся в Оахаке, на юго-востоке Мексики (сюжет предназначался для экстренного выпуска киножурнала и через несколько недель был показан по всей стране).

Оставшийся безымянным мексиканский репортер вряд ли владел достаточной информацией о кинематографистах кроме той, что вошла в сам материал интервью. Так, всех троих-Эйзенштейна, Тиссэ и Александрова-он аттестует лишь как посланцев советской киноорганизации <Совкино>, а отнюдь не как авторов прославленных <Броненосца "Потемкина"> и <Октября>. Далее он столь же беспечно отмечает, что <здесь они находятся давно с намерением создать фильм о Мексике>. Ко времени интервью это <давно> исчислялось ровно одним месяцем, минувшим с декабря 1930 года, когда группа Эйзенштейна пересекла мексиканскую границу.

Впрочем, поспешность и <непричесанность> газетного материала в значительной степени были по-своему оправданы и объяснимы. Своими захлестами и намеренными ли, невольными ли повторами стилистика репортажа напоминала тот самый прием <та-та>, о котором писал и Эйзенштейн (т. е. принцип захлеста с подобными же повторами в монтаже немых фильмов). Записанное и по-репортерски переработанное с типично газетными передержками интервью, по всей видимости, было взято не раньше субботнего вечера 17 января 1931 года, по возвращении кинематографистов из Оахаки в Мехико, а тираж воскресного номера типография должна была печатать уже ночью.

Судя по тексту опубликованного репортажа-интервью, его участники (а скорее всего, сам Эйзенштейн) аттестуют только что отснятый и еще не смонтированный материал как не вполне удовлетворяющий их как авторов. Однако, если иметь в виду будущий хроникальный ролик, задача, поставленная перед советскими кинематографистами мексиканским правительством, была оперативно выполнена: зрители страны получили исчерпывающее визуальное представление о характере и масштабе происшедшей в Оахаке катастрофы. Но также, вне всякого сомнения, <Землетрясение в Оахаке> для Эйзенштейна и его крошечной группы оказалось необходимой пробой камеры в новых, непривычных для них экстремальных условиях, ограниченных к тому же двумя днями съемок.

Более того, этот короткометражный документальный фильм, смонтированный самим Эйзенштейном, ныне можно рассматривать не только как репортаж о стихийном бедствии, но и как единственный вариант авторского монтажа всего отснятого группой мексиканского материала.

Показывая, к примеру, общий вид и фрагменты разрушенных в Оахаке церквей, режиссер и оператор фокусируют взгляд на отдельных элементах, впрямую с землетрясением не связанных, и визуально запечатлевают уникальный историко-культурный пласт в архитектуре, скульптуре и декорационном убранстве этих памятников. Это отвечало, скорее, замыслу не только что отснятого хроникального короткометражного сюжета, а художественного полнометражного фильма, к созданию которого они только-только намеревались приступить, и который, подобно церквям в Оахаке после землетрясения, впоследствии оказался разрушенным в силу совершенно иных, не стихийных, причин.


В ролях:

[...]


Примечание:

[...]


Награды:

[...]


Другие названия:

«El desastre en Oaxaca»


Рейтинг:

%
 0