Описание:
Au bonheur des dames (Дамское счастье) Жюльена Дювивье - один из последних французских немых фильмов, выпущенный в начале 1930 г. как немая картина, и позже в том же году с музыкальным сопровождением. Это - мелодрама с социальным подтекстом, переносящая сюжет романа Эмиля Золя в 30-е годы XX века, фактически прототип истории Wal-mart о маленьком магазине, сокрушенном огромным универмагом. «Дамское счастье» - трогательная чувствительная история, где главную роль играет одна из наиболее известных европейских актрис своего времени Дита Парло.
Осиротевшая Дениза приезжает в Париж, чтобы работать в магазине своего дяди Бодю, который «проиграл» своих покупателей огромному универмагу «Дамское счастье» напротив. Магнат Октав Муре планирует расширяться, и ждет краха торговли Бодю, чтобы начать расширение. Поскольку Бодю не может прокормить собственную болезненную дочь Женевьеву и ее жениха Коломбана, Дениза ищет работы в Дамском счастье. Муре сразу привязывается к ней и заботится, чтобы её приняли в манекенщицы. Денизу изматывает Клара, работница, флиртующая с Коломбаном. Инспектор по персоналу Жув пытается привлечь внимание Денизы и запугивает её в столовой для служащих.
Октаву Муре с финансированием планов по расширению помогает госпожа Дефорж, светская дама, ожидающая от него взамен романтической привязанности. Дело налаживается, но госпожа Дефорж обнаруживает безумное увлечение Муре Денизой и намеревается вернуть его или разорить. Дениза страдает среди всех этих драматических коллизий, а в это время бригады по демонтажу зданий начинают сносить весь квартал вокруг жалкого магазина Бодю.
«Дамское счастье» производит впечатление с первых кадров поезда, прибывшего на Парижский вокзал. Дювивье стилистически разносторонен. Сложные множественные экспозиции выражают удивление Денизы и её замешательство в большом городе. Монтаж в советском стиле преобладает в более позднем эпизоде, когда машины для сноса зданий чуть ли не заваливают старого лавочника Бодю. Настоящий огромный парижский универмаг Галери Лафайет представляет собою Дамское счастье, и Дювивье старается, чтобы каждый кадр показывал сотни клиентов магазина, толкающихся, тратящих деньги и увеличивающих богатство Муре. Дювивье не "лакирует" свои сцены; каждый образ заставляет нас больше понимать историю. Дювивье часто передвигает камеру, сменяя персонажей и совмещая их с нужными деталями. Один кадр на улице запечатлел операторскую тележку режиссера, отразившуюся в автобусе - что-то вроде большого фургона, который двигают вручную.
Сочувствующая натура Дювьвье раскрывается в его наблюдениях за человеческими лицами. Его крупные планы показывают состояния и реакции, которые описывают отношения не хуже слов - титры сведены к минимуму. Притягательная Дита Парло выглядит то заурядной, то в следующий миг красивой. Ее глаза мерцают так, что напоминают о Кларе Боу. Ее Дениза оскорблена и напугана, когда ей велят раздеться в комнате манекенщиц. Сперва она - настоящая неуклюжая вешалка для одежды, что очень любопытно, ведь имя Парло часто связывалось с высокой модой тех дней.
Политические убеждения в «Дамском счастье» немного странные, включая неправдоподобный финал. Муре и капиталистическая верхушка уничтожают соперников во имя прогресса и прибыли. Как и следовало ожидать, фильм делает важным событием несчастья Бодю - его отчаяние, кажется, добавляет нездоровья дочери Женевьеве (ещё одно приковывающее внимание лицо, освещенное камерой Дювивье). Но все же фильм сводится к обычной сентиментальной проблеме, которая исчезла бы, если бы о «маленьких людях», задетых жадностью Муре, позаботились. По сравнению с более натуралистической «Толпой», «Дамское счастье» - легкомысленная фантазия, в которой бедная девушка спасает богатого деспота. Хищные амбиции Муре в конечном счете одобрены - и ему нужны лишь любовь и советы Денизы, куда идти. Этот разворот темы на 180 градусов озадачивает почти так же, как сокращённый Метрополис Теи фон Харбоу.
Устаревший сюжет, вероятно, не даст «Дамскому счастью» стать классикой, но его визуальный пафос сопоставим с «Любовью Дженни Ней» и другими немыми мелодрамами, отличающимися выразительной работой камеры. Применение Дювивье ракурсов, динамичных композиций и движущейся камеры очень, очень современно.
Фильм стабилен, сокращения незаметны; черно-белое изображение богато и детально. Множество спецэффектов сделано с использованием matte painting знаменитого Перси Дэя. Некоторые из них прекрасны, другие более искусственны. Финальный спецэффект почти оскорбителен: анимация стирает, заменяет обваливающийся магазин Бодю входом в новый магазин Дамское счастье. Как если бы Дениза праздновала успех Муре над могилой своего дяди.
Фильм ещё более эффектен при красивом оркестровом сопровождении, написанном Габриэлем Тибодо. Оно подходит фильму, как перчатка, и превосходно использует соло сопрано. В одном диалоге линия Денизы подчеркнута линией музыки, и получается довольно драматично, когда Дениза внезапно говорит синхронно с ней. К сожалению, титров к этому не было, так что не совсем понятно, что она сказала.
В ролях:
Dita Parlo / Дита Парло [.. Denise Baudu], Ginette Maddie / Гарчин Мэдди [.. Clara], Andree Brabant / Андрее Брэбэнт [.. ], Madame Barsac [.. Madame Aurelie], Nadia Sibirskaia / Надя Сибирская [.. Genevieve Baudu], Germaine Rouer [.. Madame Desforges], Simone Bourday / Симона Бурдэ [.. ], Cognet [.. ], Colette Dubois / Колетт Дюбуа [.. ], Recope [.. ], Yvonne Taponie [.. ], Marthe Barbara-Val [.. ], Marcelle Adam / Марселль Адам [.. ], Pierre de Guingand / Пьер де Гинган [.. Octave Mouret], Fabien Haziza [.. Colomban], Fernand Mailly [.. Sebastien Jouve - Le chef du personnel], Rene Donnio [.. Deloche], Albert Bras [.. Bourdoncle], Adolphe Cande [.. Le Baron Hartmann], Armand Bour / Арман Бур [.. Baudu], Charles Frank / Чарльз Фрэнк [.. ], Jean-Paul Roger / Жан-Пол Роджер [.. ], Durafour [.. ], Jean Liezer [.. ]
Примечание:
[...]
Награды:
[...]
Другие названия:
«Au bonheur des dames»
Рейтинг:
100 |