Раковина и священник (1928)

Описание:

Молодой священник, принявший целибат, видит во сне причудливую фантасмагорию, из образов, навеянных на него исповедью молодой жены пожилого генерала.


В ролях:

Alex Allin / Алекс Эллин [.. Le clergyman], Genica Athanasiou / Геника Атанасиу [.. La femme du general], Lucien Bataille / Люсьен Батай [.. Le general],


Примечание:

О! Это очень скандальный фильм!
Не столько даже своим содержанием, вызовом чему-либо, а своей историей и происхождением.

Именно с ним связывают появление и представление публике киносюрреализма. Тем более странно, что режиссер до этого снимала фильмы... ну, словом, такие, какие тогда все снимали. Что вынудило ее взяться за работу над сценарием известного драматурга Антонена Арто - история умалчивает. А это был тип, с которым даже знакомство противопоказано приличной даме, каковой и являлась Дюлак.

Арто был явно ненормальным человеком, вернее - откровенным психом, не раз побывавшим в специальных медицинских заведениях. Он стал основателем и, пожалуй, единственным представителем так называемого "театра насилия", норовившим применить свои "находки" более в реальной жизни, нежели на подмостках.

Дело осложнялось еще и тем, что в интересующий нас период у Арто осложнились отношения с группировкой сюрреалистов, поначалу принявших его в свои объятия с такой силой, что чуть не реализовали его же теорию. К моменту премьеры Арто вроде бы уладил разногласия с сюрреалистами, но окончательно рассорился с Дюлак. Якобы она неверно трактовала его сценарий и внесла в фильм непредусмотренные сценаристом настроения. Но, скорее всего, Арто обиделся за отказ взять его на главную роль, что усугубилось приглашением бездарного, по его же мнению, актера. (По мне, так тогда смешно было рассуждать о бездарности или талантливости. Я имею в виду эпоху немого кино, не позволявшего и на треть реализовать свои таланты. Не случайно только единичные его звезды смогли перейти в кинематограф звуковой. И - наверное тоже не случайно - в немых фильмах практически не указывались имена исполнителей, что имеет место и в данном случае.)

Словом, премьера, состоявшаяся в 1928-м году, едва не превратилась в побоище. Кодла сюрреалистов освистала и захлопала фильм, а после норовила устроить бузу в буфете. Луи Арагон, впоследствии резко превратившийся из рьяного сюрреалиста в фанатичного коммуниста (вот такие и порочат идею...), даже надавал оплеух ветерану войны. Историк кино Жорж Садуль, лично участвовавший в этом акте диффамации, утверждает, что ветеран стушевался. (Что маловероятно...)

Что же такое сюрреализм (по крайней мере, того периода)? Это, в сущности, одна тема, дающая тем не менее бесконечное количество вариантов и образных решений. Сюрреализм - крестное дитя всплывшего тогда (без сравнений...) психоанализа, позволившего извращенцам всех мастей поднять запретную доселе тему с одухотворенным и наукообразным видом. Впрочем, и намного более серьезные, нежели сюрреалисты, люди поддались гипнотизму модного поветрия.

В "Раковине и священнике" три героя, не считая мелькающих по фону горничных, таксистов и пр.: молодой священник, молодая дама и ее муж - зрелый генерал. У священника с генералом контры - судя по всему, из-за дамы. Первый переливает из плоской раковины в колбы некую темную жидкость. Колбы тут же разбиваются, а жидкость в раковине все не заканчивается. Во время процесса кюре воображает картину повешенного генерала. А тот уже подкрадывается сзади, весь такой фаллический со своей шашкой. В то время как завистник (благодаря раковине) - вагинальный и червовый (в смысле сходства с пошлым сердечком)...

Мировая кинокритика даже не пыталась трактовать этот дилириумный коктейль иначе как с фрейдистских позиций. Один из советских историков кино пишет: "Священник наполняет большую раковину из бесчисленных стеклянных колб... Раковина остается полупустой, символизируя тщетность любовных желаний, обуревавших священника и оставшихся неудовлетворенными."

Как я уже писал, и это видно в фильме отчетливо, все происходит наоборот - колбы наполняются из раковины. Можно тоже запустить образную фигуру - мол, влюбленное сердце неизбывно кровоточит и ничто не в силах вместить или остановить сие метафорическое кровоточение... Но главное, что я хочу сказать - тщетными оказываются как раз попытки трактовать нетрактуемое. К герметичности образного ряда прибавляются еще и личные перегибы интерпретатора. (Это вообще родовая черта советской кинокритики - изучив классику в спецхранах ВГИКа, они потом по памяти, спустя много лет, пытаются восстановить впечатления молодости. Сегодня же, наверстывая упущенное, смотрят все подряд, что в свою очередь способствует новым аберрациям. Наиболее известен в этом отношении популярный Сергей Кудрявцев, столь вольно иногда излагающий сюжеты, что мало отличим от дурацких анонсов на коробках видеокассет.)

Ну вот... Подкравшийся генерал разрубает шашкой раковину, что по психоаналитической идее должно означать и убийство соперника, и восстановление полового status quo. Но священник-то остается и подобная фантасмагория продолжается в общей сложности 30 минут.

В конце концов, каким-то алхимически-психоаналитическим путем, раковина восстановлена, священник выпивает, наконец, до дна содержащуюся в ней фигню, генерал превращен в нижний церковный чин и достаточно брезгливо сброшен в пропасть. Толкования оставим. Как бы то ни было, но "Раковина...", как и большинство фильмов того периода, послужила прекрасной лабораторией для множества технических находок и решений. Меня бесконечно тронул кадр, когда измученный целибатом падре срывает с героини и без того легкомысленное декольте и почти мгновенно исчезает резкость, происходит расфокусировка кадра. О, вовсе не из-за строгости тогдашних нравов! Их, вот эти вожделенные сиськи, тут же и покажут во всей красе. Но, как я понимаю, этим нехитрым приемом иллюстрируются трюизмы "затуманился влюбленный взор", "померкло в глазах" и пр. Очень умильно...

Спустя время повзрослевшие сюрреалисты все же отдали некоторую дань уважения своему кинопервенцу, кокетливо заявив, что, мол, со временем фильм "отстоялся" и сегодня воспринимается лучше, нежели тогда... А Жермена Дюлак работала в дальнейшем менее радикально, экспериментируя на поприще синтеза изображения и звука, создавая видеоряд к произведениям Шопена и Дебюсси. Так что ее с полным основанием можно назвать не только крестной матерью киносюрреализма, но и прародительницей музыкального видеоклипа.


Награды:

[...]


Другие названия:

«Clerigo y la caracola, El», «Coquille et le clergyman, La», «Muszelka i pastor», «Seashell and the Clergyman, The»


Рейтинг:

%
 100