Описание:
Задуманный с сугубо практической целью - привить немецкой молодежи интерес к культуре тела, здоровому образу жизни, и дававший наглядное и убедительное представление о путях физического оздоровления нации, этот фильм изобилует кинематографическими достоинствами.
Фильм, который легко мог превратиться в скучную лекцию о пользе гимнастики, захватывает своей визуальной культурой и точным ритмом буквально с первых кадров.
Едко-сатирические картины из жизни обитателей большого города, предвосхищающие Руттмановский «Берлин» и фильмы Пабста сменяет здоровая чувственность «античных» сцен, и если «Суд Париса» можно еще упрекнуть в «мельесовской» наивности (хотя фигуры натурщиц, изображающих богинь, действительно - божественны), то сцены античных спортивных состязаний и купания в римских термах сняты безупречно. Ну, разве что некоторая суетливость в движениях «римских патрицианок» выдает то, что восемнадцать веков христианского презрения к человеческому телу не прошли даром для свободы человеческой души.
Столь же безупречно, точными, короткими эпизодами авторы демонстрируют зрителю как возможности человеческого тела, так и способы «телесного строительства», причем подчеркивая абсолютнейшую простоту и доступность этих способов для каждого.
А то, чего может достичь человек, с уважением относящийся к своему телу, нам показано в главах «Ритм», «Танец», «Спорт» - в которых запечатлены выступления легендарных танцовщиков и спортсменов.
Среди них - великая русская балерина Тамара Карсавина, создатели и пропагандисты танца-модерн: Рудольф Лабан (Венгрия), Нидди Импекофен (Германия) и Дуся Берёзка (Россия), японский авангардный танцовщик Баку Исии, ученики танцевальных школ Хедвиги Хагеманн, Мэри Вигман и Анны Херманн, испанская танцовщица Каролина де ла Рива, шведская балерина Дженни Хассельквист, русский танцор Петр Владимиров…
Не менее впечатляет перечень именитых спортсменов, участвующих в фильме - Олимпийских чемпионов из США, Германии, Австралии, Италии, чьи победы были достигнуты за счет развития естественных возможностей человеческого тела, а не за счет накачивания допингами и стероидами; Паддок, Виллс, Кобс, Райли, Нади, Любер, Хоубен - их имена навсегда вписаны в историю спорта.
Спортивные эпизоды, снятые с применением специальной съемки во многом предвосхищают кадры великой «Олимпии» Лени Рифеншталь.
И вновь историческая реконструкция - легендарный прыжок через шесть коней у древних тевтонцев, выполняемый современными атлетами. С кинематографической точки зрения - эпизод, не уступающий сценам второй части «Нибелунгов»!
«Но ведь то спортсмены…» уже готов сказать зритель. Но авторы, вернувшись в современность, показывают, ЧТО ДОСТАТОЧНО ПЯТИ МИНУТ В ДЕНЬ (система датчанина Иоганна П. Мюллера), чтобы кардинально улучшить состояние своего тела.
Ну, а для тех, кто считает спорт «неблагородным» занятием - пример английского премьер-министра, норвежского королевского семейства и выглядящего как истинный Юпитер, великого Герхарда Гауптмана…
Нужно быть очень зашоренным человеком, чтобы в этом кинематографическом гимне красоте и силе гармоничного человека увидеть прославление нацизма, как это сделал в своей крайне тенденциозной книге «От Калигари до Гитлера» Зигфрид Кракауэр.
ринимается как совершеннейшая дикость в наши дни, когда читаешь на IMDb в ЕДИНСТВЕННОЙ (оскорбительной по тону и гнусной по содержанию) рецензии: «This isn't a Nazi movie, but it comes directly out of the same school of thought which facilitated the rise of Nazism.»
Да, пройдет лишь несколько лет со дня премьеры фильма, и два вождя, отличных друг от друга формой усов, но равных в своем палачестве, будут приветствовать с трибун шеренги спортсменов, но в этом нет никакой «вины» авторов фильма, искренне веривших, что «не военная муштра, а спорт станет источником силы нации». Пора восстановить справедливость!
В ролях:
Jack Dempsey [.. играет самого себя хроника], Jenny Hasselqvist [.. играет саму себя], Josef Holub [.. ], Niddy Impekoven [.. ], Tamara Karsavina [.. ], La Jana [.. ], Leni Riefenstahl [.. Dancer], Hertha von Walther [.. ], Johnny Weissmuller [.. играет самого себя хроника], Camilla Horn [.. в титрах не указан],
Примечание:
Высказывание И.-В. Гёте приводится по изданию: И.П. Эккерман «Разговоры с Гёте», М, ГИХЛ, 1991 (Перевод Н. Ман)
Афоризм «Anmut ist Schonheit in Bewegung» - «Грация это красота в движении», приписываемый в фильме Ф.Шиллеру, в такой формулировке принадлежит Г.Э.Лессингу.
См. Лессинг Г.Э. «Лаокоон или О границах живописи и поэзии» М.: ГИХЛ, 1957 (Перевод Е. Эдельсона).
Фридрих Шиллер аналогичную мысль высказал в книге «О грации и достоинстве», но в более пространной форме: «Грация заключается в свободе произвольных движений...» (Шиллер Ф. Собр. соч. т,4. СПб. Брокгауз-Ефрон, 1902)
В финале фильма на экране возникает портрет Фридриха-Людвига Яна / Friedrich Ludwig Jahn (1778-1852) - «отца немецкой гимнастики».
Награды:
[...]
Другие названия:
«Caminho da Forca e da Beleza», «Dynamis kai kalloni», «El camino de la fuerza y de la belleza», «Ways to Strength and Beauty», «Wege zu Kraft und Schonheit», «Wege zu Kraft und Schonheit - Ein Film uber moderne Korperkultur»
Рейтинг:
80 |