Описание:
Для Германии период после Первой мировой войны был временем истерии, цинизма, глубокого отчаяния. Все моральные ценности были уничтожены. В искусстве это нашло отражение в таком направлении, как «экспрессионизм», в формах которого воплотились различные идеологические тенденции - от мистики и пессимизма до острой социальной критики. Художники, скульпторы, литераторы, а затем и кинематографисты отвергали изображение внешней реальности с тем, чтобы выразить внутреннее «Я».
Первым подлинным произведением киноэкспрессионизма стал фильм Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари», рассказывающий историю юноши-сомнамбулы (Конрад Фейдт), который под гипнотическим воздействием человека, именующего себя доктором Калигари (Вернер Краус), вынужден совершать по ночам ужасные преступления. Однако реальность всего происходящего на экране ставится под сомнение, ибо, как выясняется в конце фильма, безумный доктор, от лица которого ведется повествование, является пациентом психиатрической лечебницы.
Молодые драматурги Карл Майер и Ханс Яновиц за шесть недель написали сценарий и представили его на рассмотрение Эрику Поммеру - продюсеру и главе студии Decla Bioscop. Первоначально режиссером «Кабинета...» должен был быть уже маститый Фриц Ланг, но Поммер решил, что тот должен закончить обещавший коммерческий успех фильм «Пауки». Так режиссером фильма стал Роберт Вине, заслуга которого в будущем успехе фильма, в отличие от художников, оператора и актеров, была, пожалуй, самой незначительной.
Художник-постановщик фильма Вальтер Рериг предложил, чтобы свет и тени были нарисованы на декорациях. Такое решение показалось Поммеру просто диким, это выглядело, по его мнению, как возвращение к искусственности театра. Но после представления серии пробных кадров продюсер поддержал художника. Тревожная атмосфера создавалась благодаря полутемной комнате, призрачно бледному свету луны, контрастному освещению и деформированным, скошенным декорациям. Актеры также внесли экспрессионистический дух в грим и костюмы. Вернер Краус подчеркнул форму и длину носа, покрыл волосы слоем жира, а Конрад Фейдт наложил глубокие тени под глазами. Исполнительница женской роли Лил Даговер сделала легкую уступку экспрессионизму в одежде, но ее очарование вносило мягкую ноту во все абсурдное и ужасное в этом фильме.
Премьера «Калигари...» состоялась 27 февраля 1920 года в Берлине с музыкальным сопровождением, которое включало в себя отрывки из произведений Шуберта и Россини. Фильм не имел немедленного успеха, подлинный же успех пришел к картине, когда была подобрана новая музыка, усилившая драму убийства и сумасшествия. Фильм, как обычно, был показан во всех больших немецких городах, а также Англии, Франции и США, где его окрестили «страница Эдгара По».
В ролях:
Вернер Краусс (Werner Krauss / ... доктор Калигари), Конрад Вейдт (Conrad Veidt), Лил Даговер (Lil Dagover), Фридрих Фехер (Friedrich Feher), Рудольф Леттингер (Rudolf Lettinger)
Примечание:
[...]
Награды:
[...]
Другие названия:
«Cabinet du docteur Caligari, Le», «Cabinett des Dr. Caligari, Das», «Dr. Caligaris kabinet», «Ergastiri tou Dr. Caligari, To», «Gabinet del doctor Caligari, El», «Gabinet doktora Caligari», «Gabinete del doctor Caligari, El», «Gabinete del Dr. Caligari, El», «Gabinete do Dr. Caligari, O», «Gabinetto del dottor Caligari, Il», «Kabinett des Doktor Caligari, Das», «The Cabinet of Dr. Caligari», «Tohtori Caligarin kabinetti»
Рейтинг:
91 |